ДИАЛОГИЧЕСКАЯ ВСТРЕЧА КУЛЬТУР В ПОЛИЛИНГВАЛЬНОМ ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОЦЕССЕ
DOI:
https://doi.org/10.53871/2078-8134.2025.2-06Ключевые слова:
когнитивные стили, читательская культура, полистилевой репертуар, межкультурная коммуникация, литературное развитиеАннотация
В статье представлена концепция полистилевого подхода в литературном образовании старшеклассников, способствующая развитию разнообразных когнитивных и речевых опытов читателя. Показана методологическая основа, структура и этапы развития ценностных и содержательных доминант литературного образования, ориентированных на индивидуально-обусловленный способ познания идей целостности культуры и общечеловеческих нравственных ценностей. В статье осмысляются формы и возможности когнитивных стилей и их влияние на развитие читательской компетентности старшеклассников на уроках литературы. По мнению авторов, в процессе литературного образования, понимаемого как диалог культур, в рамках стилевого подхода формируются такие когнитивные стили, как поленезависимость, толерантность к нереалистическому опыту, рефлексивность, абстрактная концептуализация, дивергентность. Обосновано положение о том, что названные стили значительно обогащают «полистилевой репертуар личности старшеклассника», предполагающий проявление открытой познавательной позиции, способность принимать другую точку зрения, рассмотрение множественности альтернатив, расширение семантических контекстов, использование открытых, ассоциативных способов мышления. Результаты теоретического исследования позволяют констатировать, что «полистилевой репертуар личности» способствует формированию и совершенствованию читательской компетентности старшеклассников не только на русском, но и на родном языке.