КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В КАЗАХСТАНСКОМ ЛИТЕРАТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ
DOI:
https://doi.org/10.53871/2078-8134.2022.4-10Ключевые слова:
культура, культурологический подход, культурологическая компетенция, культуросообразность, интермедиальностьАннотация
В начале XXI века образовательная парадигма претерпела существенные изменения. На смену прежней научнотехнократической парадигме пришла гуманитарно-культурологическая, для которой приоритетна личность обучающегося, его внутренний мир, самобытность и индивидуальность осуществляемых им процессов познания, обусловленность получаемого жизненного опыта эмоциональными и ценностными отношениями.
Данные изменения выдвинули на повестку дня идею культурологического подхода.
Теоретически переосмыслив характерные особенности взаимосвязей культуры и образования, философы и исследователи-теоретики в области педагогики высказали предположение о возможности использования культурологического подхода в качестве концептуальной основы для реформирования содержания образования, о перспективности и продуктивности его применения.
Статья посвящена анализу сущности культурологического подхода, его значимости и потенциала в литературном образовании казахстанских школьников и студентов. В результате обобщения трудов по данной проблематике, авторы статьи определяют специфику культурологического подхода как инновационной формы работы в обучении, выявляют методические особенности применения культурологического подхода в процессе преподавания литературы, анализируют реализацию данного подхода в казахстанских учебниках для средней общеобразовательной школы.
Семантическим ядром культурологического подхода является понятие культуры.
Широкое понимание культуры подразумевает определенную общность, для которой характерно наличие особого набора норм, ценностей и смыслов. В качестве уровня, на котором реализуется данная общность, выступают этнос или цивилизация.
Узкое понимание культуры проявляется в обозначении особой сферы и формы деятельности, связанных с мышлением, поведенческими нормами, принятыми в определенном обществе.
Соотносительность образования и культуры находит проявление, с одной стороны, в «подпитке» образования культурой, а с другой стороны, в большой роли образования в сохранении и развитии культуры. Для того чтобы обучающиеся могли усвоить общечеловеческие ценности и культурные идеалы, необходимо добиться культуросообразного характера образования, направленности всех компонентов образования на культуру и человека - ее субъекта и одновременно творца.
Культурологический анализ представляет собой одну из разновидностей литературоведческого анализа и предполагает привлечение большого контекста культурных ценностей определенной эпохи для рассмотрения литературного произведения.
Применение культурологического подхода в преподавании литературы способствует тому, что обучающиеся усваивают ценности, заложенные в национальных культурных концептах, благодаря чему происходит формирование их собственной системы ценностей и обретение понимания смысла жизни.