РОМАН-ЭССЕ В. МИХАЙЛОВА «ОДИН МЕЖ НЕБОМ И ЗЕМЛЕЙ…» В КОНТЕКСТЕ РЕЦЕПТИВНОЙ ЭСТЕТИКИ
DOI:
https://doi.org/10.53871/2078-8134.2022.3-08Аннотация
Филология как социальный институт обеспечения коммуникации играет большую роль в современном обществе и в современном образовательном пространстве. В представленной статье рассматривается проблема изучения творческой личности писателя с позиции писательской рецепции как одной из тенденции освоения классического наследия русской культуры и ее современной интерпретации, определения историко-культурного опыта, а также функции влияния на современного читателя. Особый интерес представляет авторский взгляд на творческую личность, литературную традицию. Авторами статьи уделяется внимание раскрытию роли читателя, анализируется мотивация, читательский интерес и облик читателя, который выступает как реципиент, с одной стороны, и как интерпретатор художественного текста – с другой. Акцент сделан на исследовании романа-эссе казахстанского писателя, поэта и публициста В. Михайлова о М. Лермонтове – «Один меж небом и землей…» в контексте его оценки современными российскими литературоведами. Такого рода изучение не предпринималось ранее, что может говорить о новизне исследовательского материала.
Сравнительный подход к изучению русской литературы, русской прозы Казахстана в том числе способствует новому прочтению художественных текстов с точки зрения оппозиции «свое» – «чужое» в контексте диалога культур. За основу исследования взята концепция рецептивной эстетики как диалога между текстом и читателем. Рецептивная эстетика нацелена на изучение литературного опыта читателя. Неоклассическая модель научного исследования базируется на особом типе научной рациональности, на возможном синтезе многообразных когнитивных практик. Прочтение художественного произведения, его изучение – это постижение смысла, заложенного в конкретном тексте. Многие новые факты, забытые в ХХ веке, вводятся В. Михайловым в научный оборот. Образ М. Лермонтова раскрыт как образ художественного гения, вестника и предвестника многих событий. Поэт мысли современен и сегодня. Смысл художественного (в том числе поэтического) текста получает конкретизацию в диалоге с читателем.