СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ
DOI:
https://doi.org/10.53871/2078-8134.2024.1-28Ключевые слова:
процесс, студенты, компоненты содержания процесса совершенствования этической культуры, критерии, показатели, уровни повышения этической культуры, методика, инновационные технологии обученияАннотация
В исследовании раскрывается сущность и содержание процесса совершенствования этической культуры студентов. Цель работы – научное и методическое обоснование процесса совершенствования этической культуры студентов. В связи с этим на основе анализа культурологической, психолого-педагогической литературы отечественных и зарубежных ученых определена научная значимость исследования. Она заключается в том, что уточнена сущность понятия «этическая культура». Раскрыто содержание процесса совершенствования этической культуры студентов через теоретико-методологический, содержательный, технологический и результативный блоки. В теоретико-методологическом блоке обозначены цель, задачи процесса. Обосновываются методологические подходы: культурологический, личностный, системный, деятельностный, аксиологический, акмеологический, полисубъектный к данному процессу. Определены дидактические принципы гуманизации образования, творческого саморазвития, преемственности и непрерывности образования, диалогического общения. Содержательный блок процесса совершенствования этической культуры студентов раскрывается на основе мотивационного, когнитивного, эмоционально-ценностного, операционно-процессуального компонентов. В этой связи рассматриваются критерии, показатели их проявления. Условно определены возможные уровни совершенствования этической культуры студентов: адаптационный, репродуктивный, конструктивный, личностно-творческий. Практическая значимость исследования заключается в разработке методики совершенствования этической культуры студентов. Разработанная методика рассчитана на повышение уровня способности студента к принятию нравственного опыта, заложенного в учебных дисциплинах. Ее эффективность определяется степенью эмоционально-психологического воздействия преподавателя на студента, направленностью мотивов образовательной деятельности на занятиях. Методика основана на инновационных технологиях личностно-ориентированного, проблемного, активного, игрового и другого обучения, сочетании различных форм и методов, способствующих индивидуализации и дифференциации процесса обучения, активизации субъектно-субъектных отношений, интериоризации и экстериоризации этического потенциала учебных дисциплин. В результате исследования мы пришли к выводу о том, что определение сущностной и содержательной характеристики процесса совершенствования этической культуры студентов способствует созданию условий для эффективности данного процесса, так как при этом формируются механизмы (социальные, интеллектуальные, нравственные и др.) самоактуализации личности студента.