СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ВОСТОК В РОМАНЕ «МАМЛЮК» Е. ТУРСУНОВА
DOI:
https://doi.org/10.53871/2078-8134.2023.1-04Ключевые слова:
культурный концепт, манкуртизм, мотив, художественное пространство, поэтика, стиль, архитектоникаАннотация
Статья посвящена изучению романа Е. Турсунова «Мамлюк», в котором главным героем является султан Бейбарс. Обращение Е. Турсунова к теме мамлюков стало своего рода продолжением вслед за М. Симашко в литературе Казахстана раскрытия темы средневекового Востока. Роман Е. Турсунова может быть рассмотрен как исторический роман, так как его автор при воссоздании жизненного пути султана Египта – страны Миср обратился к историческим, архивным документам и источникам. О Бейбарсе существует колоссальная литература. Художественные тексты о султане Бейбарсе разных казахстанских авторов создают литературную среду, интерсреду. На осмысление эпохи и масштаба личности Бейбарса в новых идеологических условиях направлен роман Е. Турсунова «Мамлюк». Современный прозаик Казахстана продолжает традицию своих предшественников, создававших художественные произведения на основе синтеза двух или нескольких культур, обладавших синтетическим – общекультурным и философским подходом к изучаемым явлениям. Так, в творчестве Ч. Айтматова кыргызская и казахская тема неотделимы. Туркменская и казахская тема представлены в прозе и публицистике М. Симашко. Эстетическая ориентация на синтез культурных влияний и диалог культурных традиций приводит Е. Турсунова к художественным открытиям. Источники, к которым обращается автор, выступают ориентиром в выработке авторского видения мира и далеких исторических времен. В основе проведенного исследования – научные концепции анализа художественного текста и художественного национального мира. Актуален филологический анализ текста, предпринятый авторами данной статьи, поскольку художественный текст как объект научного анализа имеет несколько уровней постижения смысла. Ведущие тенденции гуманитарных наук влияют на природу коммуникации читателя с текстами культуры. Мотив пути в эпической традиции казахской литературы эволюционирует и исследуется в данной публикации как художественный знак в аспекте семантики.