АНАЛИЗ «НОМАДИЧЕСКОГО» ТЕКСТА: УСТАНОВОЧНО-ПРЕДПОСЫЛОЧНЫЙ ЭТАП
DOI:
https://doi.org/10.53871/2078-8134.2024.3-02Ключевые слова:
номадизм, социальная организация этноса, тип хозяйствования, мировоззрение, установочно-предпосылочный этап.Аннотация
Настоящая статья посвящена историко-культурологическому осмыслению феномена 'номадизм' в рамках установочно-предпосылочного этапа анализа художественного произведения. Цель исследования - дать обзорную характеристику номадизма как особого типа бытийствования, хозяйствования, общественной организации, а также системы мировоззренческих установок, детерминирующих жизнеположение того или иного этноса. Нас интересует не только диахронический взгляд на проблему, но, в первую очередь, продуцирование объяснительного (экспоанаторного) знания, которое могло бы составить базу для адекватной интерпретации литературного произведения, содержащего в себе номадические мотивы, образы, сооиветствуюшую модусность. В качестве методов применялся дескриптивный, контекстуальный, диахронический анализ. В ходе работы мы пришли к выводу, что понимание культурно-исторической специфики номадизма способно предоставить нам ряд герменевтически значимых положений для амплификации образа художественного текста: особенности социальной организации коллектива номадического типа, осмысляемого в модусе худржественности, проявляются в субъектной организации текста; мировоззренческие установки этноса коррелируют с концептуальным уровнем текста: архетипами и аксиологемами; особым образом организован нарративный уровень текста. Таким образом, мы стремились сформировать минимальный бэкнраунд для интерпретации 'номалического текста'.