МИРОВОЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ КАК ОБЛАСТЬ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ: ТРАДИЦИИ, ТЕНДЕНЦИИ
DOI:
https://doi.org/10.53871/2078-8134.2024.1-02Ключевые слова:
гипотеза, концепции, литературоведческая традиция, ведущие тенденции, когнитивное литературоведение, компаративистика, школы критикиАннотация
Литература и искусство постоянно находятся в поиске новых средств выразительности, коммуникации, нового кода. Художественная культура в процессе обновления обретает новые эстетические принципы, художественный сплав объективного и субъективного. Идея произведения в реалистическом повествовании звучит исподволь, естественно. Сюжет развивается вокруг факта, позволяющего раскрыть смысл произведения. Эстетическое освоение действительности идет по нескольким направлениям, в разных жанрах прозы и поэзии, драматургии и публицистики, в разнообразной творческой манере, которая у каждого автора художественного произведения неповторима. Актуальность данной статьи заключается в том, что в ней прослежена эволюция основных концепций мирового литературоведения, которое имеет свои научные принципы, системы методов и терминологический аппарат. Литературоведческая и критическая мысль создают особое ассоциативное поле, подтверждая важность перехода в литературном процессе от идеологии к вопросам личной экзистенции. Отечественное и мировое литературоведение включены в исследовательское поле гуманитарных наук, но нередки попытки поглощения их интенсивно развивающимися междисциплинарными исследованиями. Научная новизна данного исследования видится в обобщении теоретических взглядов на современное мировое литературоведение крупных литературоведов и критиков Европы, США, стран СНГ, авторов разделов коллективных монографий Института литературы и искусства имени М.О. Ауэзова «Новейшая зарубежная литература», «Мировой литературный процесс ХХI века», «Казахско-американские литературные связи: современное состояние и перспективы», учебного пособия «Мировой литературный процесс: контент, направления, тренды». Базой для исследовании являются научные концепции анализа художественного текста, теории критического анализа дискурсов литературных произведений, экзистенциальная критика и другие. На основе проведенного анализа, обзора современного состояния ведущих теоретических школ мирового литературоведения (сultural studies, literary criticism, структуральная поэтика, концепция семиосферы, теория культурного трансфера и других) установлено, что наука о литературе имеет свой объект исследования, особую сущность, что отличает ее от точных и естественных наук.