ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОСВОЕНИЕ КАЗАХСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ НАЧАЛА ХХ ВЕКА
DOI:
https://doi.org/10.53871/2078-8134.2023.2-05Ключевые слова:
эстетика, действительность, славяно-тюркский дуализм, критика, проза, творчествоАннотация
Предметом исследования данной статьи избрана имагологическая проблематика русской литературы начала ХХ века. В советском литературоведении активно применялись термины «инонациональная тематика», казахская тема в русской литературе. На протяжении всего своего творческого пути обращались к казахской тематике Антон Сорокин и Павел Васильев, личности яркие, мастера слова талантливые. В последние годы в Алматы и Омске изданы их художественные произведения, сохранившиеся в рукописных фондах. Трижды арестовывали П. Васильева и трижды уничтожался его архив. Уважительное отношение к казахскому народу, хорошее знание казахского фольклора, обычаев, традиций, этнографических особенностей позволило А. Сорокину и П. Васильеву рассказать о жителях степи в контексте евразийства, в русле проблематики свой/чужой, свой/другой. Их сквозная мысль – «обнаружение и утверждение единства славяно-тюркских корней на примере истории и культуры казахов» (Н. Ровенский). Авторы и герои художественных произведений умеют встать на точку зрения людей другой национальности, так проявляется имагологический дискурс их творчества. Повести и романы русских писателей, сочетавшие аналитические и критические элементы, строились на интересе к частному бытию казахского народа с художественно выраженной философией и позицией наблюдателя. Психологизм А. Сорокина, П. Васильева проявился в воссоздании ими определенной структуры человеческой личности, которая находится в соприкосновении с иными мирами.