СТИЛЕВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ К.И. САТПАЕВА О ЛИТЕРАТУРЕ, ИСКУССТВЕ И ЭПИСТОЛЯРНОГО НАСЛЕДИЯ УЧЕНОГО
DOI:
https://doi.org/10.53871/2078-8134.2024.4-03Ключевые слова:
статья, письмо, дневник, заметка, наука, стиль, эпосАннотация
Энциклопедические знания во многих областях науки, в казахском фольклоре, литературе, истории, культуре поражали современников первого президента Академии наук Казахстана К.И. Сатпаева. Первый печатный труд будущего академика связан с художественным поэтическим миром – с казахской песенно-музыкальной культурой. Не менее интересны письма, адресаты которых жили в Москве и Ленинграде, Алма-Ате и Виннице, Душанбе и Зыряновске. Традиции эпистолярного жанра уходят своими истоками в культурные пласты предшествующих эпох и тысячелетий. Реалистические тенденции в создании письма как документа эпохи имеют в своей основе природную одаренность автора, высокий уровень образования и его изысканную культуру. В жанровом отношении письма подразделяются на политические, публицистические, частные. Творческая манера К.И. Сатпаева, имя которого связано с историей становления и развития промышленности Казахстана, включала научное и точное мышление, логичность и доказательность, хронологичность. Письма академика и первого Президента Академии наук Казахстана своеобычны по стилю, сочетающему ясность и личную причастность к тем событиям, в период которых ему выпало время жить. Самопознание и самоанализ – доминанты эпистолярных текстов выдающейся личности государственного масштаба. Научная новизна и актуальность данной статьи определяется тем, что в научный оборот вводится богатое эпистолярное наследие, запечатлевшее важные жизненные вехи, существенные стороны биографии и научной судьбы К.И. Сатпаева. Мудрый наставник молодежи по-отечески относился к воспитанию научной смены. Известный ученый скромен и строг к себе, но заботлив по отношению к участникам Великой Отечественной войны, деятелям культуры, учителям, молодым ученым, школьникам, детям ученых-коллег. Благодаря письмам, портрет самого ученого-геолога с мировым именем, организатора науки, сверхтребовательного к самому себе становится более понятным, душевным и сердечным.