ИНТЕРТЕКСТ: ВЕЧНЫЙ ДИАЛОГ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
DOI:
https://doi.org/10.53871/2078-8134.2025.2-09Ключевые слова:
Интертекстуальность, традиция назира, теория мимесиса, фольклорные тексты, западная и восточная литератураАннотация
В статье всесторонне исследуется феномен интертекстуальности в западной и восточной литературе с историко-сравнительной перспективы. Рассматриваются возможности интертекстуальной теории как эффективного метода анализа литературных текстов, прослеживаются её философские истоки (мимесис, реминисценция), развитие в рамках классической и постструктуралистской традиций. Особое внимание уделяется исторической роли интертекста в традиционных культурах и литературах. Приводятся многочисленные примеры из мировой литературы, в частности анализируется связь казахской традиции назира с интертекстуальными процессами. На основе трудов Платона, Аристотеля, Кристевой, Барта, Риффатера, а также М.О. Ауэзова раскрываются исторические и культурные взаимосвязи между текстами. Основная цель статьи ‒ выявить особенности интертекстуальности в литературных произведениях и оценить её значимость в литературоведении. В работе применяются интертекстуальный, историко-компаративный и межкультурный методы анализа, позволяющие комплексно изучить эволюцию интертекстуальности. Результаты исследования подтверждают, что теория интертекстуальности является эффективным инструментом анализа литературных текстов. Интертекстуальные элементы рассматриваются как отражение исторических и межкультурных связей. Исследование вносит вклад в осмысление интертекстуальности как литературного и культурного феномена, способствует развитию новых подходов в литературном творчестве, а также может быть использовано в образовательных и творческих практиках.