ТЮРКСКИЙ МИР В НЕИЗВЕСТНОМ НАСЛЕДИИ М. АУЭЗОВА: НОВАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ И НАУЧНЫЙ ДИСКУРС
DOI:
https://doi.org/10.53871/2078-8134.2025.2-02Ключевые слова:
абаеведение, манасоведение, тюркский мир, интерпретация, дискурс, нарратив, исторические данные, текст.Аннотация
В статье проводится исследование тюркской культуры и духовных ценностей, общих для тюркских народов, в соответствии с требованиями сегодняшнего времени. Исследования М.Ауэзова, его эпистолярное наследие и научно-повествовательные тексты рассматриваются на основе его наследия, малоизвестного широкой читательской аудитории. Целью исследования является, которая в свое время была ошибочно заменена понятием «пантюркизм». Новая трактовка понятий «Тюркский мир» и «Тюркская культура» в творчестве М.Ауэзова, вне влияния советской идеологии, в соответствии с требованиями современного независимого литературоведения. Анализ выводов Мухтара Ауэзова о манасоведении в его эпистолярном наследии, мемуарах и неизвестных материалах, докладах и выступлениях на различных конференциях, научных и литературных собраниях, рукописях, взятых из государственных архивов литературы и искусства России в годы независимости, которые еще не в научный оборот внесен. Сопоставляются различные мнения казахской интеллигенции относительно эпоса «Манас» – ценнейшего наследия родственного кыргызского народа. Выделены некоторые спорные вопросы, возникшие вокруг этой эпопеи. Все данные, относящиеся к этой эпопее в 50-томном научном сборнике, составленном ауэзоведами, – значительном труде, добившемся нашей независимости, – будут обращены во внимание и определено их значение. М. Ауэзова методом дискуссии анализируется влияние политические событии того времени на его научные взгляды на манасоведении. Последовательно показаны нарративные тексты М.Ауэзова о тюркском мире и культуре, которые еще предстоит искать. В результате авторы освещается роль М. Ауэзова не только в литературе Средней Азии, но и в развитии литературоведения как ученого.