Основные направления развития сети специализированных библиотек для незрячих и слабовидящих читателей
Ключевые слова:
тифлопедагогика, инклюзивная среда, слепые и слабовидящие лица, информация, культура, информационная культура, информационная грамотность, информационные ресурсы, информационный поиск, специальная библиотекаАннотация
В статье рассмотрены теоретические проблемы, концепции формирования информационной культуры специальной библиотеки, сведения о системах информационного поиска. Фундаментальную роль новых информационных технологий в социальном развитии признает весь мир. В широком социокультурном контексте рассматривается информационное общество, информатизация, информационное образование и другие подобные особенности. В этих условиях особое значение приобретает проблема формирования информационной культуры слабовидящего человека. Показано развитие информационной культуры пользователя с нарушением зрения как потребителя информации, возможности специальной библиотеки в формировании необходимой информационной культуры во взаимодействии с общим информационным миром. В статье предусмотрено изучение информационной культуры слепого пользователя путем анализа его информационных потребностей и запросов и, исходя из результатов, определение основных направлений их удовлетворения. Проведен анализ книжного фонда библиотек для незрячих и слабовидящих, библиотечного обслуживания читателей, деятельности отдела тифлологии, сети специализированных библиотек по Республике. Определены вопросы информационной работы специальных библиотек по формированию информационной культуры читателей и информатизации общества, а также создание инклюзивной среды в библиотеке.
Специальная библиотека является основным источником бесплатного доступа к информации и библиотечной информации для незрячих и слабовидящих, а также для удовлетворения спроса на книги. Цель деятельности библиотеки-ориентирование людей с ограниченными возможностями на современное просвещение, поиск необходимой информации и использование их в практической деятельности и применение их способностей в социокультурной жизни. Библиотека как учреждение культуры представляет свой инклюзивный опыт, основанный на идее восприятия индивидуальности каждого участника инклюзивного процесса, а их знания и досуг организуются с учетом особых потребностей каждого человека.