МЕТАСМЫСЛЫ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ФЕНОМЕНОВ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ

Авторы

  • М.С. Айдарова Казахская национальная академия искусств имени Темирбека Жургенова, Алматы, Казахстан https://orcid.org/0000-0001-6584-1909
  • С.М. Каржаубаева Казахская национальная академия искусств имени Т.К. Жургенова, Алматы, Казахстан https://orcid.org/0000-0002-4488-013X

DOI:

https://doi.org/10.53871/2078-8134.2024.3-17

Ключевые слова:

цифровое искусство, философия, технологии, этика, метасмыслы, авторство, эстетика, творческий процесс, эволюция искусства, метафизика.

Аннотация

В статье метасмыслы художественных феноменов рассматриваются с этических, культурных и творческих аспектов в контексте эволюции цифрового информационного пространства и его инновационных технологий. Задачи осмысления специфики эволюции технологизированного искусства в новом формате потребовали привлечения интегративной методологии на основе междисциплинарного подхода. Значимость такого подхода обусловлена изменениями и трансформациями художественно-эстетических представлений, происходящими в постнеклассической реальности нашего времени. Эпоха глобальной цифровизации повлияла на мировоззрение, на человеческую жизнедеятельность, систему ценностей и коммуникаций. В свою очередь, стремительность смены мировоззренческой модели, отразилась на формировании новых ментальных и поведенческих норм и установок и, как следствие, изменении понятийного содержания и смыслов произведений цифрового искусства. Особое внимание обращает на себя социальный ракурс и интерес к многозначности метасмыслов диджитал-произведений. Можно утверждать, что смыслопорождающий потенциал цифровых композиций продиктован намеренным дистанцированием молодых художников от стереотипных приёмов к транссмысловым конструкциям в трактовке виртуальных образов. В тоже время, экспериментальный характер их творчества повлиял на расширение профессиональной искусствоведческой лексики, появление новых терминологических интерпретаций, формулировок, словосочетаний и понятий (например, «оцифровка» этики, апгрейд текстов, «networkization», вирусный контент, ремикс-культура и др.). Эпоха цифровых инноваций кардинально изменила специфику и сущностные качества самой художественной практики. Более того, алгоритмы новых инструментов изобразительности изменили репрезентационный формат, актуализировав некоторые классические жанры. Диджитал-компетентность современных художников также повлияла и на открытие новых форм. Выход за рамки профессионального мастерства, интерес к цифровым экспериментам обратного движения от медиадизайна к традиционным видам искусства стал закономерным факторам и обусловил появление новых форм. В свою очередь, новый формат «цифровых высказываний» повлиял и на оценочные критерии. Поэтому в статье особое внимание уделено аксиологическим проблемам и смысловым изменениям некоторых дефиниций и категорий в рамках так называемой неклассической эстетики. С одной стороны, смена линейного порядка эстетической реакции повлияла на интерпретационный ракурс и критерии оценки технологизированного гибридного искусства. С другой, стремительность цифровизационных процессов, сопровождающаяся сменой ценностных ориентиров, взаимоотношений в социуме, коммуникативных характеристик, поведенческих паттернов отражается на изменении картины мира и глобально влияет на формирование нового мировосприятия, становление мировоззрения новой эпохи и её метасмыслов.  

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Загрузки

Опубликован

2024-09-25

Как цитировать

Айдарова, М., & Каржаубаева, С. (2024). МЕТАСМЫСЛЫ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ФЕНОМЕНОВ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ . Keruen, 84(3), 219–235. https://doi.org/10.53871/2078-8134.2024.3-17

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)