ИННОВАЦИИ В СЦЕНОГРАФИИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПОСТАНОВОЧНОГО ПРОЦЕССА СОВРЕМЕННОГО КАЗАХСКОГО ТЕАТРА
DOI:
https://doi.org/10.53871/2078-8134.2023.3-18Ключевые слова:
сценография, принципы визуализации, новая искренность, мультимедийные тех- нологии, моделирование пространства, сценическое освещение, цифровые технологии, креативная ин- дустрия, менеджмент и организация работы над новым спектаклемАннотация
Актуальность статьи обусловлена внедрением кардинальных изменений в постано-
вочную и производственную практику театров Казахстана. Проведен анализ производственной модели
управления современным театральным производством. Ракурс исследуемой проблемы фокусировал-
ся на технико-технологических возможностях и оснащенности сцены казахского театра в эпоху циф-
ровизации. Необходимость глубокого анализа и осмысления существующей театральной практики
продиктована общей для всех казахстанских театров проблематикой, связанной с устареванием всего
стандартного набора сценического оборудования и машинерии. Изучением этих проблем обоснован
методологический выбор, основу которого составили эмпирические исследования и аналитика авто-
ритетных практиков театра, не по наслышке знающих и не раз поднимавших эти вопросы с высоких
трибун и в специализированной литературе. Основной целью стало осмысление проблем оснащения и
совершенствования оборудования и техники сцены театров Казахстана. В современном театре многие
процессы противоречивы и неоднозначны. Но, безусловно, что успех постановки во многом зависит
от степени оснащенности сцены передовыми техническими достижениями. Профессиональное техни-
ческое оснащение в современном театре требует применения целого комплекса автоматизированного
оборудования, которое уже сегодня применяется для визуализации режиссерских идей и спецэффектов.
И, хотя выдвигаемая в данной публикации проблематика не претендует на полный охват всего спектра
насущных вопросов, тем не менее, в статье рассматриваются отдельные реальные факты и процессы,
подтверждающие жизнеспособность новой модели в работе постановочной части и производственных
цехов театра. Задачей исследования стало рассмотрение технических возможностей и оборудования
сцены как необходимого в визуализации постановочных идей инструментария. Предметом исследова-
ния стал искусствоведческий обзор цифровых технологий в сценографии казахского театра. Объектом
исследования является практика постановочных процессов с применением цифровых технологий на
примере спектакля «Бөрте» Туркестанского музыкально-драматического театра. Новизна исследования
сформирована существенными трансформациями, связаными с внедрением нового цифрового формата
в постановочный процесс. Практическая значимость исследования заключается в изучении професси-
онального технического комплекса автоматизированного оборудования с цифровыми технологиями.
Методы исследования опираются на достижения различных областей науки, в том числе социологии,
арт-психологии, театроведения, театральной практики. Результаты исследования позволят выработать
новые модели и подходы в модернизации всего производственного процесса постановочного отдела
театра.