МИР ВЕЩЕЙ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В НАТЮРМОРТЕ КАЗАХСТАНА И НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ САМОПОЗНАНИЕ
DOI:
https://doi.org/10.53871/2078-8134.2023.4-21Ключевые слова:
натюрморт, вещи традиционной культуры,, символический статус,, национальное самосознание,, дискурс, взгляд эпохи.Аннотация
Статья посвящена натюрмортному жанру Казахстана, в котором запечатлен мир вещей
традиционной культуры. Для осознания натюрморта как значимого духовно-социального высказывания и
выявления его специфических особенностей на разных этапах развития нами будет рассмотрена динамика
жанра на протяжении длительного периода, начиная с этапа становления живописной школы Казахстана
в середине прошлого века до сегодняшнего дня. Основной целью статьи стал анализ образов прошлого и
символических доминант, которые представлены в натюрмортах Казахстана, изучение того, как предметный
мир моделирует поиски идентичности, какие при этом используются дискурсивные практики. Авторы
стремились расширить исследовательское восприятие традиционного жанра через изучение его философско-
эстетических и социальных уровней, рассмотреть предметный мир, запечатленный в живописных
полотнах, не только в качестве эстетических феноменов, а с позиции их понимания как вещей, заряженных
различными смыслами – символическими и – шире – в контексте проблематики самопознания, как ключ
к идентичности человека. Основываясь на семиотических подходах; разработках ученых; относящихся к
Visual Studies; исследованиях, посвященных анализу различных дискурсов, выявлены главные ориентиры
различных периодов истории натюрморта Казахстана. В процессе работы раскрыты значимые с точки зрения
национального идентичности аспекты эволюции натюрмортного жанра, обозначены основные тенденции
в раскрытии символического статуса традиционной вещи в искусстве, определена преемственность в
дискурсе политики памяти между разными поколениями живописцев Казахстана. Значимость статьи связана
с внедрением новых методологических стратегий, которые предлагают серьезные теоретические основания
для всестороннего анализа до сих пор не исследованного в монографических научных трудах натюрморта
Казахстана, для написания специальных учебных курсов по истории этого жанра и разработки музейных
выставочных концепций.