ПОСТКОЛОНИАЛЬНЫЙ ДИСКУРС В ДЕБЮТНОМ РОМАНЕ МИХАИЛА ЗЕМСКОВА «ПЕРИГЕЙ»
DOI:
https://doi.org/10.53871/2078-8134.2024.4-10Ключевые слова:
дебютный текст, бессознательное, Эдипов комплекс, инициация, идентичность.Аннотация
Поиск идентичности у русских писателей Казахстана связан с обретением
национальными республиками независимости. В Советское время писатели любой национальной
республики, пишущие на русском, относились априори в «великой» русской литературе и имели все
привилегии русского писателя. Например, Чингиз Айтматов и Олжас Сулейменов, как и многие другие
национальные поэты и прозаики, значились как «русские» писатели. После обретения независимости
писатели казахской национальности, пишущие на русском языке, отказались от роли «русского»
писателя, несмотря на то, что в России их до сих пор продолжают называть русскими. В первые годы
независимости казахстанская творческая элита, отличающаяся толерантностью, стала делить писателей
по языку их произведений: казахоязычная и русскоязычная. Дебютный роман Земскова «Перигей»
был опубликован в 2007 году в России в журнале «Дружба народов» а в 2008 году в серии «Молодая
литература России» вышла книга, хотя автор является гражданином Казахстана. Несомненно, поиск
идентичности проявляется в дебютных текстах бессознательно. Например, постколониальный аспект
в дебютном романе казахстанского прозаика Михаила Земскова связан с выходом из привычных
рамок и стереотипов. И мы понимаем, что это метафора выхода из Советского Союза. Не зря автор
противопоставляет СССР и Россию. Цель нашей статьи заключается в выявлении постколониального
дискурса в дебютном тексте М. Земскова «Перигей». Задачи исследования включают анализ
поэтики дебютного текста в русле новейших филологических технологий – психоаналитического
литературоведения, интертекстуальных исследований. А также анализ семантики дебютного текста
с точки зрения советского колониализма и постколониального дискурса. В связи с поставленными
задачами основными методами анализа являются: историко-литературный, структурно-семантический,
интертекстуальный, а также методы психоаналитического литературоведения. Актуальность данной
статьи в том, что роман впервые рассматривается с точки зрения постколониального дискурса.