МИФОРЕАЛЬНОСТЬ И КУЛЬТУРНАЯ СВЕРХПАМЯТЬ В РОМАНЕ ВИКТОРИИ КИНГ «ОТШЕЛЬНИЦА»

Авторы

  • С.В. Ананьева Институт литературы и искусства им.М.О. Ауэзова Алматы, Казахстан
  • Л. Которча Университет имени Александра Иона Кузы Яссы, Румыния

Ключевые слова:

социально-психологический роман, культурная дистанция, межкультурная граница, повествовательная стратегия, стереотип, дискурс, характер, легенда, миф, притча

Аннотация

В мировой литературе случайно обнаруженные записки, дневник, заметки
и выписки широко используются как прием создания нового художественного текста,
являясь его претекстом. В романе современной американской писательницы Виктории Кинг
«Отшельница» параллельно с повествовательной линией «найденных записок» развивается
сюжет о жизни и судьбе главной героини Лидии Сергеевны. Текст романа включает и
фрагменты античных легенд и мифов из книги «Легенды и мифы Древней Греции», на полях
которой одной из героинь романа прочитывается повесть о другой, прежней жизни 30-50-х
годов ХХ века.
Интроспекция и фантастика, интеллектуальный поиск, афористичность, образность
стиля, фольклорные мотивы удачно соединены в поэтике и стиле В. Кинг с целью раскрытия
темы глубинного родства всех, живущих на планете Земля. Нарративная стратегия позволяет
прозаику объединять три времени – мифическое, советское и постсоветское. Временные
пласты повествования пересекаются, развиваются параллельно, чередуясь как в композиции
романа, так и в памяти персонажей. Прошлое становится мифом и вдруг оживает, прорастая
в судьбы героев. В этом заключается мастерство писательницы как нарратора. Героини
романа, не раздумывая, приходят на помощь, протягивают руку старикам, спасают детей.
Невидимые нити в одно мгновение связывают жителей разных стран мира.
Культурная сверхпамять позволяет американской писательнице воссоздать на
страницах романа образ казахстанского художника, декоратора Алматинского оперного
театра Сергея Калмыкова. Имагологический дискурс важен как взгляд из-за рубежа. Дан
образ художника, всецело погруженного в свои сказки, и в воспоминаниях главной героини
романа, и в дневниковых записях Дарьи Белоцерковской.
Для поэтики романа характерны сказовые и сказочные мотивы, усиливающие печальгоре, и фольклорные элементы (песня, народные причитания, притча). Центральной является
притча о старухе-отшельнице, оставшейся горевать на пепелище. Размеренный,
неторопливый ритм повествования продлевает во времени незатейливую песенку-присказку.
Драматизм происходящего передан через неизменность человеческой сути, вечные искания
души, когда в свои права вступает вечность.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

С.В. Ананьева, Институт литературы и искусства им.М.О. Ауэзова Алматы, Казахстан

S.V. Ananyeva, М.О. Auezov Institute of Literature and Art, Almaty, Kazakhstan, ORCID
iD: 0000-0001-7349-1590, Scopus iD: 57191191040

Загрузки

Опубликован

2020-06-15

Как цитировать

С.В. Ананьева, & Л. Которча. (2020). МИФОРЕАЛЬНОСТЬ И КУЛЬТУРНАЯ СВЕРХПАМЯТЬ В РОМАНЕ ВИКТОРИИ КИНГ «ОТШЕЛЬНИЦА». Keruen, 67(2). извлечено от https://keruenjournal.kz/main/article/view/41

Выпуск

Раздел

Статьи