ПРОБЛЕМЫ НАРРАТИВА В КАЗАХСКОМ ИГРОВОМ КИНО
DOI:
https://doi.org/10.53871/2078-8134.2023.1-21Ключевые слова:
нарратив, казахское кино, повествование, фокализация, нулевая фокализация, внешняя фокализация, внутренняя фокализация, темпоральность, дискурсАннотация
В этой статье анализируются с точки зрения теоретической концепции нарратива в кино – отношения автора и рассказчика, героя и рассказчика в фильме, функция главных событий и повествование произведения, а также связь автора и зрителя как целостная система, составляющая текст фильма. Особенности использования понятия нарратив в киноискусстве были раскрыты такими учеными, как Сеймур Чатман, Михаил Бахтин, Жерар Женетт, Дэвид Бордуэлл, Жиль Делез, на основе конкретных примеров казахского киноискусства, инструментов нарративного анализа и стилей повествования. Говоря о деятельности кинематографии как «информатора», мы будем анализировать ее восприятие со стороны адресата и образный ряд, переданный автором (адресантом), идею фильма через нарратологический анализ с опорой на знаки-символы. В киноведческом ключе анализируется повествовательный текст и дискурс в киноискусстве, то, что несколько способов повествования, которые можно считать традиционными повествовательными сюжетами, могут варьироваться от экспериментального использования, являются основными инструментами для определения фокализации и ее типов в определении собственной подписи и стиля режиссера. В статье анализируются вопросы нарратива в казахском кино, главным объектом которого являются «Кыз Жибек» Султанахмета Ходжикова, «Балкон» Калыкбека Салыкова, «Игла» Рашида Нугманова, «Кайрат» Дарежана Омирбаева и «Уроки гормонии» Эмира Байгазина.