ЖУСУПБЕК АЙМАУЫТОВ: ИССЛЕДОВАНИЯ И ВЗГЛЯДЫ В ОБЛАСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ
DOI:
https://doi.org/10.53871/2078-8134.2024.3-05Ключевые слова:
поэзия, проза, проза со стихами, лиризм, драма, трагедия, художественный перевод, преемственность традиции, новаторство.Аннотация
В статье жизнь и творчество Жусупбека Аймауытова рассматриваются по хронологии, а жизнеспособность его литературного наследия оценивается с точки зрения сегодняшнего дня. Научно отмечен вклад автора в становление и развитие казахской поэзии, прозы, драматургии начала XX века, привнесение в прозу стиля «белой поэмы» и лиризма, психологизма. С 1915 года писатель усердно занимается творчеством в произведениях, известен своими художественными произведениями, общественными статьями и научно-исследовательскими работами, опубликованными в таких газетах и журналах, как «Сарыарка», «Абай», «Молодой казах», «Шаншар», «Молодое мужество», «Ак жол», «Енбек туй», «Казахский язык», «Деревенский язык», «Енбекши казах», «Женское равенство», «Новая школа», «Новая литература», «Жарши», «Молодой казах». Публикуемые на страницах периодической печати статьи на различные темы, такие как родной язык, школа, система образования, образование и воспитание, общественная жизнь, экономика, профессия, признаются вкладом писателя в становление и развитие казахстанской прессы. Выводы, рождающиеся в результате изучения темы, сформулированы с учетом мнений известных юсупбековедов, имеющих свое место в науке педагогики и филологии. Вместе с художественными произведениями созданы учебники и учебно-методические пособия, такие как «Методика комплексной системы уроков», «Руководство по образованию», «Психология», «Система души и художественный отбор», «Способы комплексного обучения», «Жана ауыл», «Психология» определяется ее актуальность. Определена роль детских книг-сказок «Плохая девчонка», «Старик», «Синий бык», «Три девочки» и учебника «Жана ауыл» для 2 класса в формировании знаний детей.