Феномен двойничества в лирике С.Есенина и А.Блока
DOI:
https://doi.org/10.53871/2078-8134.2022.1-10Ключевые слова:
Двойничество, двойник, мотивный ряд, лирический герой, лирический персонаж, идея романтического «двоемирия».Аннотация
В данной статье рассматривается проблема двойничества, характерная для ментальности русской культуры, особенно усиливающаяся в переломные моменты культурно-исторического развития. Общий упадок рубежа XIX-XX столетий, непостоянность, обострение мистического начала содействуют усилению явления двойничества в культурном сознании русского духовного и культурного ренессанса, прежде всего в творчестве таких поэтов как А.Блок и С.Есенин. Цель исследования – определить функции мотива двойничества в поэзии А.Блока и С.Есенина, так как явление двойничества является важной чертой их художественного мира. Особое внимание авторами уделено самому термину «двойничество», зарождающемуся уже в фольклоре и развивающемуся в последующей культурной традиции. Показано, что в исследованиях двойник может рассматриваться как положительно, так и негативно. В статье значительное внимание уделяется функции образов и мотивов двойничества в поэзии С.Есенина. На основании анализа поэмы «Черный человек», являющейся наиболее ярким примером воплощения темы двойничества, а также привлечения ряда других лирических произведений поэта, где также прослеживается раздвоенность его внутреннего мира, устанавливается, что мотив двойника у Есенина имеет демоническую природу, поэтому он часто играет роль врага лирического героя. Обосновывается мысль о том, что это одно из самых значительных произведений, которое можно, безусловно, назвать ключом к пониманию всего художественного мира Сергея Есенина и его жизни в целом. Настоящая статья посвящена и комплексному исследованию проблемы «двойничества» в лирике А.Блока. В художественном мире А.Блока также имеет место раздвоение сознания, душевный конфликт противоположных сторон, обуславливающий возникновение двойников. Двойничество в творчестве Блока является феноменом формирования личности поэта. Оно связано в большей степени с романтической ориентацией поэта. Его философия существования «иных миров» очень схожа с идеей романтического «двоемирия», воплощенной в творчестве А.Фета и В.Жуковского. В результате авторы приходят к выводу, что воплощение мотива двойничества в поэзии С.Есенина и А.Блока было намного глубже и более противоречиво, нежели просто возникновение образа двойника в тексте произведения. Можно говорить о раздвоении сознания личности поэтов. В их творчестве оставлен след душевной двойственности поэтов, порожденной мучительной необходимостью понять себя, окружающий мир, отыскать свое место в этом мире.