Феномен двойничества в лирике С.Есенина и А.Блока

Авторы

  • Мира Балтымова "Қ.Жұбанов атындағы Ақтөбе өңірлік университеті" КеАҚ
  • Эльмира Идрисова Актюбинский региональный университет им. К. Жубанова

DOI:

https://doi.org/10.53871/2078-8134.2022.1-10

Ключевые слова:

Двойничество, двойник, мотивный ряд, лирический герой, лирический персонаж, идея романтического «двоемирия».

Аннотация

В данной статье рассматривается проблема двойничества, характерная для ментальности русской культуры, особенно усиливающаяся в переломные моменты культурно-исторического развития. Общий упадок рубежа XIX-XX столетий, непостоянность, обострение мистического начала  содействуют усилению явления двойничества в культурном сознании русского духовного и культурного ренессанса, прежде всего в творчестве таких поэтов как А.Блок и С.Есенин. Цель исследования – определить функции мотива двойничества в поэзии А.Блока и С.Есенина, так как явление двойничества является важной чертой их художественного мира. Особое внимание авторами уделено самому термину «двойничество»,  зарождающемуся  уже в фольклоре и развивающемуся в последующей культурной традиции.  Показано, что в исследованиях двойник может рассматриваться как положительно, так и негативно. В статье значительное внимание уделяется функции образов и мотивов двойничества в поэзии С.Есенина. На основании анализа поэмы «Черный человек», являющейся наиболее ярким примером воплощения темы двойничества, а также привлечения ряда других лирических произведений поэта, где также  прослеживается раздвоенность его внутреннего мира, устанавливается,  что мотив двойника у Есенина имеет демоническую природу, поэтому он часто играет роль врага лирического героя. Обосновывается мысль о том, что это одно из самых значительных  произведений, которое можно, безусловно,  назвать ключом к пониманию всего художественного мира Сергея Есенина и его жизни в целом. Настоящая статья посвящена и комплексному исследованию проблемы «двойничества» в лирике А.Блока. В художественном мире А.Блока также  имеет место раздвоение сознания, душевный конфликт противоположных сторон, обуславливающий возникновение двойников. Двойничество в творчестве Блока является феноменом формирования личности поэта. Оно связано в большей степени с романтической ориентацией поэта. Его  философия существования «иных миров» очень схожа с идеей романтического «двоемирия», воплощенной в творчестве А.Фета и В.Жуковского. В результате авторы приходят к выводу, что воплощение мотива двойничества в поэзии С.Есенина и А.Блока было намного глубже и более противоречиво, нежели просто возникновение образа двойника в тексте произведения. Можно говорить о раздвоении сознания личности поэтов. В их творчестве оставлен след душевной двойственности поэтов, порожденной мучительной необходимостью понять себя, окружающий  мир, отыскать свое место в этом мире.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Эльмира Идрисова, Актюбинский региональный университет им. К. Жубанова

заведующая кафедрой русской филологии межкультурной коммуникации, кандидат филологических наук

Загрузки

Опубликован

2022-03-15

Как цитировать

Балтымова, М., & Идрисова, Э. (2022). Феномен двойничества в лирике С.Есенина и А.Блока. Keruen, 74(1), 136–145. https://doi.org/10.53871/2078-8134.2022.1-10

Выпуск

Раздел

Статьи