ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИДЕЯ И КОНЦЕПЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ТРИЛОГИИ "АЛТЫН ОРДА" И. ЕСЕНБЕРЛИНА
DOI:
https://doi.org/10.53871/2078-8134.2023.2-08Ключевые слова:
исторический роман, государственная идея, историческая личность, персонаж, хронология.Аннотация
Статья посвящена художественному воплощению государственной идеи в исторической трилогии «Золотая Орда» Ильяса Есенберлина и мастерству писателя в создании образов исторических личностей. Акцент сделан на исторических событиях золотоордынской эпохи, политических и социальных проблемах, особенностях описания управленческих навыков правителей. Авторы анализируют значительный период в истории Золотой Орды, а также героев, как Бату, Сартак, Берке, Хубилай, Кулагу, Монке Темир, Узбек, Кутлык Темир, Жанибек, Келдибек, Наурызбек, Орыс, Токай Темир, Тохтамыс, Мамай, Темир -Кутлык-ханы и Аксак-Темир, исходя из событий, разворачивавшихся вокруг него, он разграничивает в произведении детали, связанные с государственными делами. Также делается историко-функциональный обзор сохранения хронологии событий в произведении, анализируется отличие реальной жизни от художественной реальности в произведении. Акцент делается на художественных деталях, используемых для раскрытия образов и событий в художественном произведении. Роман описывает распространение и развитие ислама в ту эпоху. В ходе исследования показано, что в повествовательной системе романной трилогии используются этнографические выражения. Последовательность использования генеалогий и исторических данных о Чингисхане и его потомках придает большое значение гармонии основных событий с историей. Обращается внимание на достоверность событийно-исторических источников данных, событий и персонажей по произведению. В трилогии реалистично изображена бытовая этнографическая культура духовности кочевого народа эпохи Золотой Орды с ее национальным колоритом.