ДЕПОРТАЦИЯ СОВЕТСКИХ НЕМЦЕВ ГЛАЗАМИ РЕБЁНКА В ПОВЕСТИ: ОПЫТ РЕФЛЕКСИИ И АВТОРЕФЛЕКСИИ (на материале хрестоматии литературы российских немцев «В воздухе растёт колокольня из звуков»)

Авторы

  • Е.И. Зейферт Российский государственный гуманитарный университет, Россия, Москва

Ключевые слова:

литература российских немцев, ребенок как персонаж и рассказчик, повесть о депортации, темы смерти, утраты, изгнания, Олег Клинг, Нелли Косско, Гуго Вормсбехер

Аннотация

Материалом исследования в настоящей статье становится хрестоматия
литературы российских немцев «В воздухе растёт колокольня из звуков», вышедшая
вслед за антологией литературы российских немцев второй половины XX – начала XXI в.
«Навстречу недоверчивому солнцу». Жанровая палитра в новом издании – роман, повесть,
рассказ, миниатюра, шванк. Книга подготовлена к печати Институтом этнокультурного
образования в сотрудничестве с Международным союзом немецкой культуры. В связи с
заявленной нами темой – депортация советских немцев глазами ребёнка – анализируются
такие произведения, как «Наш двор» Гуго Ворсмбехера, «Невыдуманный пейзаж» Олега
Клинга, «Судьбы нетканое полотно» Нелли Косско, «Плавильная лодочка.
Карагандинская повесть» Елены Зейферт, дающая опыт авторефлексии.
Депортация глазами ребёнка у российских немцев, как видим, показана у
российских немцев по преимуществу в повести. Этот субъект – персонаж или рассказчикперсонаж. «Невыдуманный ландшафт» мерцает между романом и повестью и тяготеет к
свойственным повести историческому зрению и двум сферам «своего-чужого». Жанр
повести интересен авторам не только своей склонностью к одному основному сюжету,
центральному персонажу, которые легко привязать к ребёнку. Константным становится
историческое зрение повести. Ребёнок не осознаёт своеобразия ситуации, в которой он
находится, он просто живёт, замечая необычность поведения взрослых, но оставаясь в
своём детском мире, переживает цикличность времени вместе с циклами собственной
жизни. Таков Саша у Клинга, Фриц у Вормсбехера, Эмма у Косско, Марийка у Зейферт.
Другая причина лежит в области внутреннего движения сюжета и хронотопа: герой
удаляется из одной ценностной (и пространственно-временной) точки в другую и затем
возвращается.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Е.И. Зейферт, Российский государственный гуманитарный университет, Россия, Москва

E.I. Zeyfert, Russian State Humanitarian University Institute of Ethnocultural Education, Moscow, Russia
elena_seifert@list.ru

Загрузки

Опубликован

2020-03-15

Как цитировать

Е.И. Зейферт. (2020). ДЕПОРТАЦИЯ СОВЕТСКИХ НЕМЦЕВ ГЛАЗАМИ РЕБЁНКА В ПОВЕСТИ: ОПЫТ РЕФЛЕКСИИ И АВТОРЕФЛЕКСИИ (на материале хрестоматии литературы российских немцев «В воздухе растёт колокольня из звуков»). Keruen, 66(1). извлечено от https://keruenjournal.kz/main/article/view/36

Выпуск

Раздел

Статьи