ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ОБРАЗА ЛОШАДИ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
DOI:
https://doi.org/10.53871/2078-8134.2023.2-23Ключевые слова:
интерпретация, конная натура, персонаж, изобразительное искусство, творческие собственники, художественные модели, картины, графические изображенияАннотация
Понятно, что лошадь занимает особое место в культуре казахского общества, которое на протяжении тысячелетий вело кочевой образ жизни, и по этой причине естественно, что лошадь является главным объектом казахского изобразительного искусства. Цель статьи - интерпретировать образ коня в произведениях казахского изобразительного искусства. Для достижения этой цели будут всесторонне проанализированы избранные произведения казахстанских художников Шокана Уалиханова, Абилхана Кастеева, Молдахмета Кенбаева, Канапия Тельжанова и Бексеита Тулкиева. В этих картинах, получивших широкое распространение в казахской культуре и завоевавших расположение публики, видно, что особое место занимает лошадь, которую называют «крылом человека». Среди основных задач, поставленных авторами при интерпретации произведений выдающихся художников, сумевших доказать, что казах и лошадь — понятия-близнецы, является выделение природы и характера лошади в преемственности с казахской идентичностью. Именно в этих произведениях изобразительного искусства с художественной изысканностью, мастерством, умением сочетать различные цвета отражаются природа, традиции и быт необъятной казахской земли, изучается важная роль в этом коня через реалистичные картины. Систематически и тщательно анализируются сочетание типа и цвета, изображенных на рисунках, отобранных для исследования, родство и психологическая преемственность лошади и ее владельца, реалистичный характер и символическое значение. В статье выявлено, что художники смогли представить характер и психологический портрет лошади в своих произведениях, используя сравнительно-описательный подход. В то же время идея художника в каждой картине осмысливается путем описания образа коня в работе. Своеобразие и композиционная цельность картины художника анализируются вместе с изображением коня в этих картинках. Культура, характер и философия мировоззрения кочевого народа нашли отражение в проанализированных картинах. В результате исследования мы видим, что изображение образа коня в казахском изобразительном искусстве имело свой, самостоятельный путь развития, обособленный от мировых тенденций. В качестве ценности и новизны исследования можно отметить тот факт, что лошадь в западном искусстве, изображаемая в направлении показа относительно аристократической натуры, часто находит свое отражение в казахской культуре как герой и спутник человека, символ своей свободы. Как практическую ценность работы она может быть использована при сравнительной интерпретации мировых культурных тенденций в истории и критике культурологии и изобразительного искусства.