Идеально-художественное своеобразие драмы А. Кекилбаева «Абылай хан»

Авторы

  • Г. Анес Музей жертв политических репрессий, Алматы, Казахстан
  • О. Сойлемез Кастамону университет, Кастамону, Турция
  • А. Кабылов Каспийский университет технологии и инжиниринга имени Ш.Есенова, Актау, Казакстан https://orcid.org/0000-0002-9960-2380

DOI:

https://doi.org/10.53871/2078-8134.2023.4-05

Ключевые слова:

драматургия, драма, персонаж, система персонажей, тема и идея, художественное решение, конфликт, событие

Аннотация

Драматургия – давний жанр в мировой литературе. Этот жанр сформировался в
казахской литературе в 20-е годы ХХ века в творчествах Ж.Аймауытова, К.Кеменгерова, М.Ауэзова,
С.Сейфуллина, Б.Майлина, Ж.Шанина и др., а затем Г.Мусирепов, С.Муканов, М.Акынжанов,
А.Тажибаев, А.Абишев и др. написали много произведений, развивавших национальную драматургию.
Одним из продуктивных направлений казахской драматургии являются драматические произведения,
посвященные историческим личностям, как «Амангелды» написанный совместно Б.Майлиным и
Г.Мусиреповым, «Исатай-Махамбет» М.Акынжанова, «Абай» М.Ауэзова, «Акан сери – Актокти»
Г.Мусирепова, «Ибрай Алтынсарин» М.Акынжанова, «Шокан Уалиханов» С.Муканова, «Майра»
А.Тажибаева и др. Одним из драматических произведений, посвященных историческим личностям,
написанным в период независимости, является «Абылай хан», народно-героическая драма-поэма
народного писателя Казахстана, лауреата Государственной премии А. Кекилбаева. Это произведение
было написано по госзаказу в начале независимости (1997 г.) и явилось значительным событием
в духовной жизни страны. Это произведение писателя, который за свою творческую жизнь перевел
на казахский язык многие произведения мировой драматургии, прошел большую школу опыта,
глубоко изучил природу драматургии, является произведением уникальным, хотя и единственным в
драматургии. В этой пьесе описывается борьба казахского народа за свободу против джунгар в ХVІІІ
веке и действия таких людей, как Абылай хан, заботившихся о стране. Абылай хан – личность особой
значимости в казахской истории. Известно, что в романах писателя он изображает образы ханов и батыр-
биев, которые запомнились своими героическими подвигами во времена, когда обсуждались судьбы
страны. Для того чтобы всесторонне раскрыть образ человека, который, подобно Абылаю, объединил
казахский народ, мобилизовал его на борьбу с вторгшимся врагом, сплотил народ, воззвал к нации,
писателю удалось адаптировать рассказ широкой прозы до размаха драмы с большим мастерством и
честолюбивым патриотическим пафосом. В этом четырехактном спектакле, написанном в стиле белого
стиха, реалистично изображено бремя стремящегося к свободе народа, образ вождя Абылай хана,
сумевшего найти выход из этого затруднения и организовать страну с его храбростью и мудростью.
В статье всесторонне анализируются тематический охват, идейно-художественные своеобразие,
система персонажей, характер событий и конфликтов, особенность художественного решения драмы
«Абылай хан». Рассмотрены композиционный строй произведения, логичность действий персонажей
в каждой сцене, взаимосвязь драматургического конфликта и художественного решения, рассмотрены
драматургические навыки писателя. Исследуется патриотический смысл драмы и ее значение в
духовной жизни нашего народа.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Загрузки

Опубликован

2023-12-20

Как цитировать

Анес, Г., Сойлемез, О., & Кабылов, А. (2023). Идеально-художественное своеобразие драмы А. Кекилбаева «Абылай хан». Keruen, 81(4), 74–86. https://doi.org/10.53871/2078-8134.2023.4-05

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)