МОТИВ ДВОЙНИЧЕСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ ПОЭТОВ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА
DOI:
https://doi.org/10.53871/2078-8134.2022.4-22Ключевые слова:
Двойничество, двоемирие, бинарность, «русский ренессанс», лирический герой, демонизм, зеркальностьАннотация
В статье рассматривается многогранный и противоречивый мотив двойничества на материале творчества поэтов Серебряного века. Идее двойничества и возникающим в процессе ее воплощения в художественном тексте образам двойников посвящено большое количество исследований, но тема по-прежнему вызывает интерес у ученых. В статье исследуется сам термин «двойничество», высказывается необходимость более детального рассмотрения этого неоднозначного мотива в самых разных аспектах. В понимании термина «двойничество» исследователи отталкиваются как от уже принятого толкования его в работах зарубежных ученых, так и в фольклоре и мировой культуре. В литературоведении двойничество может воплощаться в художественном тексте как проблема, мотив и тема, которые находят воплощение в тексте посредством осознания идеи двоемирия и обыгрывания следующих семантически схожих мотивов: зеркала, маски, эха, тени, портрета. Статья раскрывает возникновение феномена двойничества, связанного с переломной в общественном сознании эпохой, с ощущением приближающейся катастрофы в литературном обществе в эпоху «русского духовного ренессанса», с усилением пристального внимания личности к самой себе. Отличительными чертами лирики «русского ренессанса» является подчеркнутая индивидуальность и наличие в ней некоторого внутреннего надлома, который проявляется в соответствующих темах и мотивах, одним из которых и становится двойничество. Обострение рассматриваемого в статье мотива происходит в творчестве таких поэтов первой половины ХХ века, как И.Анненский, А.Белый, М.Волошин, В.Иванов, Д.Мережковский, З.Гиппиус, чьи лирические произведения и послужили объектом анализа в статье. Образ двойника по-разному представлен в лирике поэтов, но чаще всего ему свойственен демонизм. Каждый из поэтов по-своему переосмыслил этот образ, дал ему уникальную интерпретацию, наполнив его индивидуальным смыслом. Обосновывается идея о том, что воплощение мотива двойничества в художественном творчестве поэтов Серебряного века было значительно глубже и более неоднозначно, нежели просто возникновение образа двойника в тексте произведения. Ключ к его пониманию хранится во внутренних основаниях художественного мира поэта, в его мироощущении. Чаще всего раздвоение образа лирического героя в творчестве поэтов граничит с распадом личности, а также становится единственным способом сберечь свою целостность, свое подлинное внутреннее «я». Своеобразным помощником в выявлении двойника лирического героя становилось зеркало, как способ саморефлексии.