ОБРАЗ РОМАНТИЧЕСКОГО ГЕРОЯ В КАЗАХСКОМ ЭПОСЕ
Ключевые слова:
фольклор, романический эпос, вечная тема, идея, сюжет, романтический герой, культура, общественное сознание, общечеловеческие гуманистические ценностиАннотация
Фольклор – явление историческое: он трансформируется, изменяется в
соответствии с духовными потребностями общества. В ходе исторического развития
фольклора одни жанры могут исчезнуть, другие – появиться. В процессе поступательного
развития общества рождаются новые идеалы, формируются новые духовно-культурные
ценности, создаются и воспеваются новые герои, олицетворяющие эти идеалы и ценности,
претворяющие их в жизнь.
В эпических произведениях можно выделить две доминантные идеи и соответственно
два типа героя, которые и претворяют их в жизнь. Первая – идея защиты Родины, вторая –
идея счастья, свободы и гармонии, стремление к которым извечно присуще человеку. Это
исконные, вечные и мировые идеи. Первую в эпосах олицетворяет и претворяет в жизнь
батыр. Вторую – верный влюбленный, т.е. герой романтический.
Образ батыра разрабатывается в эпосе архаическом, героическом и историческом,
образ верного влюбленного – в эпосе романическом.
В казахском эпосе классический образ влюбленного впервые был создан в
романическом эпосе «Қозы Көрпеш – Баян сұлу». Возникшие по следам реальных событий
рассказы о любви Козы и Баян в процессе устного бытования обрастали новыми эпизодами,
мотивами, систематизировались и составили цельный сюжет, который позже в эпоху
Кыпчакского ханства (Х-ХІ в.) начал разрабатываться в духе романического эпоса о любви.
В этом процессе принимали участие талантливые акыны, представители родов и племен,
исконно живших в пределах Дешт-и Кыпчака, которые были родственны по происхождению,
языку, вере, мировоззренческим представлениям, культуре, имели общую историю,
ощущали себя одним целым и составили позже казахский этнос.
Примечательно, в этот же период в персидской письменной литературе, а позже и в
европейских литературах были созданы письменные поэмы о любви. Иными словами в
обществах, относящихся к разным типам культур (оседлая и оседло-кочевая), с непохожими
общественно-экономическими и политическими системами в один исторический период
происходят однотипные культурно-духовные процессы. Представители оседло-кочевой
культуры – акыны Дешт-и Кыпчака создавали свои творения устно, представители
письменной культуры – в письменной форме.
Появление произведений, воспевающих романтического героя, любовь и
общечеловеческие гуманистические идеалы и принципы, свидетельствует о положительных,
прогрессивных изменениях в обществе.