СЕМИОТИКА И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ СУДЬБЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА В СПЕКТАКЛЕ «МАКОНДО»

Авторы

  • M.E. Сарыбай Казахская национальная академия искусств имени Т.К. Жургенова, Алматы, Казахстан https://orcid.org/0009-0002-2102-8910
  • А.С. Еркебай Казахская национальная академия искусств имени Т.К. Жургенова, Алматы, Казахстан
  • З.У. Исламбаева Казахская национальная академия искусств имени Т.К. Жургенова, Алматы, Казахстан

DOI:

https://doi.org/10.53871/2078-8134.2025.1-15

Ключевые слова:

Макондо, семиотика, символ, художественные решения, режиссерская интерпретация, национальное сценическое искусство, моральная деградация, мировое литературное наследие.

Аннотация

В научной статье дается комплексный анализ пьесы «Макондо», поставленной по мотивам романа испанского писателя Габриэля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества». Цель исследования – выявление новых аспектов современного развития национального исполнительского искусства путем анализа основных идей и художественных приемов спектакля, режиссерских интерпретаций, мастерства актеров. Проблема исследования рассматривает художественно-семиотические решения, возникающие в процессе адаптации мирового литературного наследия к национальным особенностям на сцене казахского театра. Методология исследования – сравнительный анализ, изучение текстовых и сценических интерпретаций, структурно-семиотический метод. В ходе работы поэтапно прорабатывались особенности сценографии, актерской игры, музыкального сопровождения спектакля. Спектакль «Макондо» Жезказганского казахского музыкально-драматического театра имени С. Кожамкулова Улытауской облости признан уникальным культурным явлением, впервые поставленным на сцене казахского театра. Семиотические решения режиссера Даниила Филипповича углубили символическое значение города Макондо и открыли новую интерпретацию человеческой трагедии. Изучалось мастерство актеров театра в изображении чувств и психологии семьи, и было установлено, что особенно эффективно передана тема повторяющихся ошибок и грехов. Символ ребенка с поросячьим хвостиком в финале пьесы анализируется как важный элемент, олицетворяющий духовный упадок и нравственную деградацию человечества. Спектакль «Макондо» занимает особое место в казахском национальном театре благодаря смелости художественных решений и новым подходам. Для зрителей он стал значимым культурным явлением и произведением, которое расширило возможности представления человеческих проблем на сцене. Исследование дает театроведам ориентиры при анализе национальных особенностей в постановках произведений мировой литературы и способствует развитию новых форм современного театрального искусства. Результаты исследования могут быть использованы в качестве методического пособия для режиссеров и актеров.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Загрузки

Опубликован

2025-03-25

Как цитировать

Сарыбай M., Еркебай, А., & Исламбаева, З. (2025). СЕМИОТИКА И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ СУДЬБЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА В СПЕКТАКЛЕ «МАКОНДО». Keruen, 86(1), 202–217. https://doi.org/10.53871/2078-8134.2025.1-15

Выпуск

Раздел

Статьи