СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО И ЕГО МЕСТО В ОБЩЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ
DOI:
https://doi.org/10.53871/2078-8134.2024.2-25Ключевые слова:
современное искусство, концептуальное искусство, перформанс, ультраперформанс, инсталляция, интернет-перформанс, квест-перформанс.Аннотация
Статья посвящена авангардным течениям в современном изобразительном искусстве. Этот новый тип течения, известный как современное искусство, фокусируется на изучении перформансов и инсталляций. Широко рассмотрены работы художников, работающих в концептуальном искусстве, проведен комплексный анализ инсталляций и перформансов. Рассматривая первобытную историю и типологическую специфику перформанса в современном искусстве, были изучены четыре основных элемента перформанса, типы и самобытность. Речь шла о том, что современное искусство Казахстана, в том числе стремительное развитие перформанса, совпало с периодом независимости, был проведен обзор отечественного концептуального искусства. Описана художественная картина, инсталляции и перформансы, графика группы «красный трактор», положившей начало трансавангардскому движению в 90-е годы. Проанализированы картины современных художников-членов отечественной группы «Adyr – aspan» - Алии Абубакировой, Гульмарала Таттибая, Бейбита Асемкула, Натальи Лигай, Жениса Нуртасулы. Кроме того, был проведен обзор терминов перформанс и инсталляция в мировом изобразительном искусстве, даны определения этих терминов в мировом искусствоведении, проанализированы перформансы и инсталляции художников. Рассмотрены теоретико-научные труды, которые обосновывают закрепление понятий перформанс, инсталляция в современном изобразительном искусстве новым термином, а также не остались без внимания представители художники авангардного искусства из дальнего и ближнего зарубежья И. Кляйн, В. Аккончи, Г.Нич, К.Бурден, Й.Оно, Й.Бойс, россияне О.Кулик,
М. Абрамович, В. Зарян.