СОВРЕМЕННЫЕ РЕЖИССЕРСКИЕ ПОИСКИ В ПОСТАНОВКЕ КАЗАХСКОЙ ПРОЗЫ
DOI:
https://doi.org/10.53871/2078-8134.2023.3-20Ключевые слова:
современное казахское сценическое искусство, инсценировки, режиссерские поиски, А.Нурпеисов, спектакль «Кровь и пот. Акбала», драма, актерское искусствоАннотация
В статье анализируются новые режиссерские решения и художественный уровень
современной актуализации спектаклей, поставленных по прозаическим произведениям. Авторы дают
исторический обзор инсценировок по прозаическим произведениям, поставленные в разные годы в
национальном театре. Оценивает их влияние на репертуарную политику коллектива, актерско-режис-
серские достижения. А также, здесь анализируется поиски современных молодых режиссеров в поста-
новке национальной прозы. В статье рассматривается спектакль «Кровь и пот. Акбала» по трилогии
выдающегося казахского писателя А. Нурпеисова. Всесторонне изучены театральные знаки в режис-
серских, актерских и сценографических решениях спектакля, рассмотрены их значения в современной
общественной среде. Известно, что умение превратить простую сценическую бутафорию в большой
сценический символ требует от режиссера широкого мировоззрения, познаний, восходящих к далекому
фольклору. В спектакле раскрывается смысловое значение, найденных режиссером реквизитов: «ко-
лыбель», «шапан», «уршык» «ведро» и т.д., в процессе сценического действия, партнерского общения.
Эти реквизиты служат идейной целостности произведения. Кроме того, анализируется новаторские
поиски исполнительского состава в создании образов героев и способы существования актера на сце-
не, оценивается их художественное значение. Актерское мастерство исследуется с точки зрения связки
роль-актер. Режиссер-постановщик эффективно использует пластические и хореографические элемен-
ты, а также коды тела и действий в процессе воплощения образа актером, для полного раскрытия его
психологии. Обращение режиссера к практикам современного танца позволяет авторам анализировать
движения тела актеров-персонажей. В результате анализа выявлены новые режиссерские подходы к
постановке казахских прозаических произведений, доказана их значимость в развитии театрального
языка. Оценивая принципы пространственно-структурной организации спектакля, подтверждается уро-
вень его новизны.