ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ И ПОЭТИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО НАСЛЕДИЯ ШЕРНИЯЗА

Авторы

  • Ф. Карабулут Университет Джелал Баяр, Маниса, Турция
  • А.Ш. Пангереев Актюбинский региональный университет Актобе, Казахстан
  • Ж.Т. Дауылова Актюбинский региональный университет Актобе, Казахстан https://orcid.org/0009-0005-9165-1144

DOI:

https://doi.org/10.53871/2078-8134.2024.3-01

Ключевые слова:

поэт, поэтическое мастерство, оратор, колониальная политика, эпоха, импровизация, риторика

Аннотация

В статье рассматриваются поэтическое мастерство Шернияза Жарылгасулы, использование языковых средств, своеобразие выражений. Помимо того, что Шернияз был поэтом-сподвижником, его называли муллой в народе, а это свидетельствует о его справедливости, грамотности, образованности. Также в статье анализируются размышления поэта об участии его в восстании под предводительством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова. Через все творчество Шернияза всесторонне проходят образы эпохи. В статье произведен комплексный анализ творчества Шернияза Жарылгасулы. Вместе с тем рассмотрены искусство речи и сила речи в казахском знании, искусство поэзии и искусство изречения, определены национальная психология, национальный менталитет, национальная концепция в стихах и риторических мыслях Шернияза. В научной работе анализируется вклад творческой лаборатории Шернияза- поэта в казахский фольклор на основе языкового образа и явных авторских словоупотреблений. Наряду с этим в широком масштабе рассматривается понятие ораторского искусства. Анализируя концепцию «Шернияз-оратор» в понятии казахского народа, в статье определены общенациональные черты мировоззрения народа, познания природы и окружающей среды. В статье анализируется использование черт национального фольклора казахского народа, языковой образ и эксплицитные речевые обороты в творческой лаборатории Шернияз-жырау. Одновременно в работе затрагивается значение, суть ораторского искусства поэта, и его воздействие на публику. На основе жанров риторики и речи определялось творчество талантливого поэта Шернияза, сделавшего главной темой своих произведений колониализм, тиранию и различные жизненные проблемы, выпавшие на долю своего народа. Рассматривая творчество Шернияза Жарылгасулы как основу истории развития литературы, как научную основу литературной традиции в период перехода от устной литературы к письменной в XIX веке, мы постарались провести интеграцию результатов исследования творчества поэта в единую систему.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Загрузки

Опубликован

2024-09-25

Как цитировать

Карабулут, Ф., Пангереев, А., & Дауылова, Ж. (2024). ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ И ПОЭТИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО НАСЛЕДИЯ ШЕРНИЯЗА: . Keruen, 84(3), 17–26. https://doi.org/10.53871/2078-8134.2024.3-01

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)