ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ И ПОЭТИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО НАСЛЕДИЯ ШЕРНИЯЗА
DOI:
https://doi.org/10.53871/2078-8134.2024.3-01Ключевые слова:
поэт, поэтическое мастерство, оратор, колониальная политика, эпоха, импровизация, риторикаАннотация
В статье рассматриваются поэтическое мастерство Шернияза Жарылгасулы, использование языковых средств, своеобразие выражений. Помимо того, что Шернияз был поэтом-сподвижником, его называли муллой в народе, а это свидетельствует о его справедливости, грамотности, образованности. Также в статье анализируются размышления поэта об участии его в восстании под предводительством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова. Через все творчество Шернияза всесторонне проходят образы эпохи. В статье произведен комплексный анализ творчества Шернияза Жарылгасулы. Вместе с тем рассмотрены искусство речи и сила речи в казахском знании, искусство поэзии и искусство изречения, определены национальная психология, национальный менталитет, национальная концепция в стихах и риторических мыслях Шернияза. В научной работе анализируется вклад творческой лаборатории Шернияза- поэта в казахский фольклор на основе языкового образа и явных авторских словоупотреблений. Наряду с этим в широком масштабе рассматривается понятие ораторского искусства. Анализируя концепцию «Шернияз-оратор» в понятии казахского народа, в статье определены общенациональные черты мировоззрения народа, познания природы и окружающей среды. В статье анализируется использование черт национального фольклора казахского народа, языковой образ и эксплицитные речевые обороты в творческой лаборатории Шернияз-жырау. Одновременно в работе затрагивается значение, суть ораторского искусства поэта, и его воздействие на публику. На основе жанров риторики и речи определялось творчество талантливого поэта Шернияза, сделавшего главной темой своих произведений колониализм, тиранию и различные жизненные проблемы, выпавшие на долю своего народа. Рассматривая творчество Шернияза Жарылгасулы как основу истории развития литературы, как научную основу литературной традиции в период перехода от устной литературы к письменной в XIX веке, мы постарались провести интеграцию результатов исследования творчества поэта в единую систему.