ВАЛЕРИЙ МИХАЙЛОВ О ЕВГЕНИИ БОРАТЫНСКОМ: ИСТОРИКО-РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ РОМАНА-ЭССЕ «БОРАТЫНСКИЙ»
DOI:
https://doi.org/10.53871/2078-8134.2023.4-12Ключевые слова:
поэзия, эссе, автор, автобиографизм, литературоведческая биог- рафия, нарратив, национальный характерАннотация
В современном литературоведении разграничивают автобиографию ученого, писателя,
поэта, драматурга, публициста, основанную на фактах, достоверных источниках, исключающую
вымысел, и художественный автобиографизм, к которому прибегают мастера художественного слова при
создании литературных текстов о той или иной личности. Классическая модель научного исследования
биографии известного человека позволяет целостно реконструировать его жизнь, творчество, путь в
науку. Научное познание, благодаря когнитивной стратегии классической модели объективного изучения
жизнеописания индивида, направлено на всестороннее воссоздание характера главного героя романа. В
данной статье избрана неклассическая модель научного исследования. Картина мира русского общества
ХIX века, в которую В. Михайлов помещает главное действующее лицо – поэта Е. Боратынского,
позволяет воспринимать реальность того времени как сложный, многогранный и уникальный мир
повседневности. Духовный код как код жизнедеятельности и творчества Е. Боратынского занимает
существенное место при построении образа героя. В ретроспективном аспекте биография русского
поэта представляет собой определенную последовательность событий его жизни, сохранившихся
в документах эпохи, в свидетельствах его современников. Получила она отражение, безусловно, и в
его творчестве. Тем интереснее, на наш взгляд, сравнить роман-эссе В. Михайлова «Боратынский» с
повестью Н. Раевского «Последняя любовь поэта» о великом греческом поэте Феокрите, биография
которого не сохранилась. Историко-ретроспективный подход позволил Н. Раевскому, известному
пушкинисту Казахстана, создать лирическую повесть о поэте Греции. В. Михайлов в серии «Жизнь
замечательных людей» написал первый роман-эссе о «первом элегическом поэте Руси» (А. Пушкин). Е.
Боратынский передает эстафету духовных исканий Ф. Тютчеву, М. Лермонтову, А. Блоку.