ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ МАНГИСТАУСКИХ АКЫНОВ-ЖЫРАУ
DOI:
https://doi.org/10.53871/2078-8134.2024.3-20Ключевые слова:
акын, жырау, традиция, преемственность, школа, устное исполнениеАннотация
В данной статье говорится об исследовании поэтической школы мангистауских акынов-жырау, о непрерывной преемственности поэм, берущих свое начало с таких мангистауских акынов-жырау, как Сыпыра, Асан Кайгы, Огизбай Малгелдиулы, оставивших после себя богатое наследие, развивших поэтические традиции, сформировавших поэтическую школу жырау, о силе драгоценных слов. Также говорится о том, что ученики мангистауских акынов-жырау широко пропагандировали среди народа творчество своих учителей, они с большим мастерством исполняли эпические, летописные поэмы акынов-жырау, о поэтическом таланте, дарованном свыше, о таких психологических процессах, как сновидения, вещие сны. Дается анализ примеров из поэтического наследия Абыла, Калнияза, Нурыма, Кашагана, Актана, Саттигула и др. Дается описание тем, встречающихся почти во всех жанрах ритуальных песен поэтов-жырау Мангистауского региона, в том числе «тойбастар» (начало праздника), «беташар» (открывание лица невесты), «бата» (благословение), «көңіл айту» (выражение соболезнования), жұбату (утешение), естірту (извещение о плохой новости), жоқтау (плач), терме (наставление), арнау (посвящение), толғау (размышление). В статье дается анализ особенностей «Тойбастара», воспетого акынами, жанра благословения, крылатые выражения, превратившиеся в народную мудрость, в изречения на протяжении нескольких веков, созвучие традиций Махамбета в поэмах поэтов Мангистауского региона, в том числе акынов Абыла, Калнияза, мелодии Махамбета в произведениях мангистауских акынов-жырау. Кроме того, с целью познания поэтической сущности, высокой духовности, поэтического «Я», определяется функциональная, дейскистическая функция личного местоимения «Я». Изучаются поэтические особенности школы мангистауских акынов. Обращается внимание на определение сходств и различий наследия акынов-жырау. Результаты научно-исследовательской статьи, выдвинутые концепции можно использовать в процессе анализа исследовательских работ, связанных с поэзией казахских акынов-жырау, авторской изустной поэзией.