Поэтология Мукагали Макатаева: стих и поэт в стихах
Аннотация
В статье в поэтологическом аспекте анализируются стихи видного представителя казахской поэзии Мукагали Макатаева. Рассматриваются художественно-образная система, особенности его стихов, место поэта в национальной поэзии.
Искусство художника – это прежде всего плод творческого изучения мира, поскольку он знакомит читателя с интересующим его объектом. Известно, что наряду с кропотливым трудом, который требуется для того, чтобы передать переживаемые чувства, наблюдаемые явления, поэту необходим прежде всего особый талант. Если судить с точки зрения требований литературоведческой парадигмы, все структурные пласты художественного текста напрямую зависят от взглядов, восприятия, суждений, сознания автора.
Судьба и история народа, национальная культура, этноархаические мотивы и образы, таинственные закоулки человеческой души, противоречивость бытия и нескончаемая суета жизни – все это золотые столпы поэтического творчества Мукагали Макатаева. Чтобы глубоко вникнуть в смысл живучих, существующих вместе с народом стихов поэта, необходимо внимательно изучить историю и судьбу каждого из его творений.
Стих – это дух поэта. Понятие «поэтология» изначально толковалось как «стих о стихах». Известно, что поэтические произведения Мукагали Макатаева о стихах и поэте образуют целый цикл в его творчестве. В этот цикл входят такие стихотворения Мукагали Макатаева, как «Өлең деген тумайды жайшылықта»; «Махамбеттер, Абайлар-ай»; «Қасым солай болмаса..»; «Қара өлең»; «Жырлар жазам»; «Төлегенге»; «Шау тартып қалыпсың-ау, қайран шабыт»; «Туады, туады әлі нағыз ақын»; «Сергей Есенинге»; «Әбділдаға»; «Өлең керек»; «Мен дағы өлең жазбаймын ермек үшін»; «Шаршадым білем»; «Автограф»; «Пушкинмен қоштасу»; «Адамды адам түсінбеу...»; «Жыр-ошақ»; «Фаризаға»; «Ей, ақындардың жарлары!»; «Есенин-Маяковский»; «Поэзия, менімен егіз бе едің?» и другие. При изучении поэтологии автора эти стихотворения выступают в качестве объекта. Посредством анализа доказывается, что поэтизм, стихи о стихах – это канал, проясняющий суждения и знания творческой личности, его менталитет и вкус. Показывается способность Мукагали через настроение и поступки творческой личности раскрыть тайны поэтической натуры. В статье изучается, как в казахской национальной поэзии стихотворения о таких поэтах, как Абай, Махамбет, Касым, Абдилда, Толеген, и таких видных представителях зарубежной литературы, как Пушкин, Есенин, выявляют в тематическом и жанровом отношении природу и судьбу творческой личности, индивидуальный образ стиха. Делаются выводы о том, что анализируемые произведения являются уникальными образцами наилучших поэтических приемов и высокого художественно-эстетического восприятия Мукагали Макатаева как мастера изображения.
Ключевые слова: поэзия, поэтология, реципиент, вдохновение, поэтическое мышление, цикл, нарративная сеть, эксплицитный автор, имплицитный автор, символическая деталь, образ.