СОХРАНЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ УЙГУРСКОГО НАРОДА В ДРАМАТИЧЕСКОЙ ПОСТАНОВКЕ «АНАРХАН» И СОВРЕМЕННАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ СЦЕНИЧЕСКОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ.
Ключевые слова:
Уйгурский театр, национальная драматургия, режиссер, актерское мастерство, сценография, традиции.Аннотация
С момента открытия Государственного республиканского уйгурского театра музыкальной комедии имени К. Кужамьярова - профессионально развивался и знакомил публику с лучшими образцами отечественной и мировой классики. Значительных результатов театр, в особенности, добился в становлении национальной драматургии. В 1934 году на сцене уйгурского театра впервые была поставлена музыкальная драма «Анархан» Ж. Азимова и А. Садырова, повествующая о судьбе и об истории уйгурского народа, произведение которое по сей день имеет достойное место в репертуаре театра как один из самых сильных и лучших постановок. Известно, что именно спектакль «Анархан», воспевающий свободу, настоящую и искреннюю любовь, честность и мудрость, сыграл главную роль в формировании творческого пути многих уйгурских народных актеров и режиссеров.
В статье анализируется музыкальная драма «Анархан» в постановке М. Изимова, режиссера уйгурского театра. Гуманистическая идея спектакля, художественная и национальная особенность, символы и знаки, яркие личности, богатый и изящный язык, ставший сокровищем уйгурской национальной драматургии, доставляет зрителям эстетическое удовольствие и бесспорно является основной причиной длительного пребывания в театральном репертуаре. В спектакль зачастую можно заметить народные песни и танцы в сочетании с сценическими образами, что в свою очередь помогает раскрыть новый художественный облик. Особое внимание режиссер уделяет внутреннему состоянию актера в создании сценической личности, разнообразию человеческой натуры, а также целостности духа актерского ансамбля. Режиссер М.Изимов конструктивно использовал историко-этнографические факты в спектакле, не нарушав народных традиций, Анархан в исполнении Д. Рахметжан, Хамра в исполнении А. Аманбаева, Султанбай в исполнении А. Искандарова и тд. режиссер всесторонне анализировал характер персонажей, и наилучшим образом сумел раскрыть мастерство актеров. Подчеркивается, разбор произведения, работа с персонажами подчинённых режиссерской идее и соответствующие народному характеру музыкальной драмы «Анархан». Несомненно, ставший классикой национальной драматургии, произведение «Анархан» вызывает большой интерес и у молодого поколение.
По мнению театральных деятелей, этот спектакль должен быть в репертуаре театра многие годы. Произведение такого масштаба, в которой повествуется судьба и история народа, традиции, народные песни и танцы, и наконец трагическая судьба девушки. Это именно то, что может заинтересовать современную молодежь.
Модернизация произведения «Анархан» в соответствии с требованиями времени - новое режиссерское решение театра, позволяющее добиться успеха в режиссерском и актерском искусстве национального театра.