СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО ТЕАТРА КУКОЛ В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ КАЗАХСТАНА

Авторы

  • А.К. Ешмуратова Казахский национальный университет искусств, Астана, Казахстан
  • Н.Р. Ескендиров Казахский национальный университет искусств, Астана, Казахстан

DOI:

https://doi.org/10.53871/2078-8134.2022.4-27

Ключевые слова:

Детский театр, кукольный театр, национальный код, национальная идентичность, спектакль, режиссер, актерское мастерство, артист.

Аннотация

Автором статьи рассмотрен вопрос понимания роли сохранения и воплощения национальных традиций в современном театральном пространстве (на примере спектакля «Ер төстік» Қ. Ежембек, в постановке К. Ешмуратовой). Представлен анализ спектакля «Ер төстік» с позиции использования нового спектра выразительных средств и внедрения современных жанров музыкального искусства как оригинального режиссерского решения.        Целью данной статьи является исследование современного искусства театра кукол в контексте национальной культуры Казахстана.

В современных условиях общественного развития, когда весь мир оказался на грани двух времен – двух тысячелетий: заканчивается второе и вот-вот начнется третье тысячелетие, в силу объективных и субъективных причин среди актуальных проблем настоящего, на первый план выдвигаются проблемы, касающиеся не только экономической и политической сферы, общественного развития, но и не менее важной – духовной сферы. Недаром те процессы, которые мы можем наблюдать в наше время со всей яркостью и остротой освещают широкий спектр проблем в сфере духовной культуры страны.

Одним из актуальных вопросов духовного развития современного казахского общества является сохранение национальных традиций и ценностей. Именно эта тема стала ключевой для государственного проекта «Туған жер», разработанного по инициативе Первого Президента Нурсултана Абишевича Назарбаева. Глубинной сутью целеполагания представленного государственного проекта является формирование культурного кода нации, без которого невозможно решать задачи укрепления общенационального единства, развития человеческого капитала и гражданского общества.

Формирование культурных кодов является стержнем формирования культурной идентичности, которая, как известно, должна формироваться, начиная с самого раннего возраста, в так называемый сенситивный период развития личности. Очевидно, что театр кукол как художественное явление является в этом смысле одним из самых эффективных видов искусства. Неслучайно исследователь Е.Я. Романовский подчеркивает, что «национальное заложено в самой природе театра кукол. Можно говорить о том, что этот театр всегда имел региональную специфику или стремился выразить через универсальное, некие уникальные качества культуры».

Современный казахский театр кукол, как и общество, переживает возраст активной перестройки, когда старые нормы и представления уходят в небытие, раскрывая путь к новой методологии, синергетическому научному подходу. Уже сегодня можно видеть, как кукольный театр XXI века выполняет функции исследовательской лаборатории, диагностики общественных настроений, прогнозиста социального будущего и творческим пространством формирования национальных ценностей нового поколения.

Характеризуя репертуарную политику современного казахского театра кукол можно отметить, что, пожалуй, главной целью того или иного коллектива является возможность ярко отразить не только особенности национальной самобытности культуры, но и осветить в своем творчестве важнейшие идеи и проблемы современности. В спектаклях, определяющих лицо театра, уделяется внимание многомерности казахской культуры, духовному миру современника, отражающие проблемы простого человека.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

А.К. Ешмуратова, Казахский национальный университет искусств, Астана, Казахстан

кафедра "Искусствоведение", доцент

Н.Р. Ескендиров, Казахский национальный университет искусств, Астана, Казахстан

Кафедра "Искусствоведение" , доцент

Загрузки

Опубликован

2022-12-20

Как цитировать

Ешмуратова, А., & Ескендиров, Н. (2022). СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО ТЕАТРА КУКОЛ В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ КАЗАХСТАНА. Keruen, 77(4), 330–343. https://doi.org/10.53871/2078-8134.2022.4-27

Выпуск

Раздел

Статьи