Творческие поиски в жанре национального балета: «Султан Бейбарс» и «Легенда о Желтуранге»
Ключевые слова:
Ключевые слова: хореографическое искусство, хореограф, балет, спектакль, Мукарам Авахри, Анвара Садыкова.Аннотация
Возвращением к полномасштабному формату балетного спектакля и утверждением ярких имен молодых хореографов ознаменован в национальном танцевальном искусстве итог творческих поисков последних 30 лет. Композиторы, сценографы, визуальные художники и дизайнеры костюмов с новым интересом обратили свое внимание на такой жанр как балет, что дало результат в виде последних двух работ отечественных балетмейстеров на национальную тему: «Султан Бейбарыс» (хореография Мукарам Авахри) и «Легенда о Желтуранге» (хореография Анвары Садыковой). В статье на их примере делается попытка рассмотреть балет как часть искусства вообще и, в частности, в понимании его как хранилища эмоционального опыта восприятия, накопленного в обществе поколениями и, в свою очередь, также ценностно обращенного на само общество. В этом заключается цель данного исследования.
В достижении цели автор избрал некоторые методы системно-синергетического подхода, в последние годы активно внедряемого в гуманитарные исследования, в том числе искусствоведческие. Подход изучает явления как нестабильные системы, в ходе научного изучения которых использует различные методы для полного и качественного анализа. Его принципы обратной связи и интеллектуализации реализуются в балете, если рассматривать искусство в комплексе: в качестве объекта социально-культурной природы.
В ходе исследования становится ясно, что балетный спектакль является продуктом сотворчества хореографов и большого количества других авторов, которые чувствуют прямую связь искусства с окружающим миром, когда отдельный объект или явление имеет смысл только как часть общности. Меняющиеся нравственные ценности современного общества, влияние на них новых идеологий национальной идентификации и экологического движения, наравне с новыми тенденциями зрительного восприятия находят свое прямое отражение в спектаклях молодых казахстанских хореографов. Через принципы системного взаимодействия «театр-общество» и рассмотрения искусства как хранилища исторической памяти автор пытается понять, как национальный балет испытывает влияние социально-культурного поля, и сам в ответ воздействует на него.
Тем самым, на примере двух последних работ Авахри и Садыковой поиски новых тем и сюжетов, их художественное и техническое, визуальное и музыкальное оформление, перспективы развития пластического языка национального балета видятся в понимании искусства как неустойчивой системы, которая находится в непрерывном развитии и взаимосвязи не только с внутренними, но и внешними факторами.