МОТИВ ПСЕВДОНИМА В КАЗАХСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ

Авторы

  • A.А. Абсадык Костанайский региональный университет имени А.Байтурсынова, Костанай, Казахстан https://orcid.org/0000-0002-1657-029X
  • A.T. Испандиярова Костанайский региональный университет имени А.Байтурсынова, Костанай, Казахстан https://orcid.org/0000-0001-5894-1549
  • K.С. Матыжанов Институт Литературы и искусства имени М.О.Ауэзова, Алматы, Казахстан
  • О.М. Жолдыбаев Институт Литературы и искусства имени М.О.Ауэзова, Алматы, Казахстан

DOI:

https://doi.org/10.53871/2078-8134.2023.3-01

Ключевые слова:

мифология, казахский фольклор, турецкий фольклор, героический эпос, прозвище

Аннотация

В статье говорится о значении термина «псевдоним». Мотив псевдонима-это художест-
венное украшение, прославляющее творчество фольклорного героя, обладающего особой силой и дос-тоинством, со специальной миссией. Он служит для описания «необычного детства» главного героя, как
небольшой детали сюжетной линии фольклорного произведения. Мотив развивался в тесной связи с
обычаем именования древних людей и стал украшением его отголосков в фольклоре. Псевдоним-одно из
проявлений обряда именования, образованного содержанием обряда инициации. Истоки этого ритуала
восходят к мифологическому периоду, когда древние люди признавали мир как единое целое, состоящее
из трех столпов (высоких, средних, низких). Согласно познанию модели трех древностей, изменения и
действия человеческого существа в этой жизни происходят при особой поддержке обладателей мистиче-
ских сил высшего мира (Тенгри) или загробного мира (низшие миры – призраки) – меди. – Я не знаю, что
это такое, - сказал он, - я не хочу, чтобы это было так. Целью статьи является изменение имени человека
в период древности и раннего средневековья человеческого общества, развивавшееся в тесной связи с
определенными верованиями, обычаями. В статье рассматривается псевдоним в фольклоре, как посто-
янный мотив, который сам по себе служит композиционной структуре и идейным особенностям произ-
ведения. Мотив псевдонима имеет разный характер в фольклорных произведениях. В сюжете эпических
произведений в мотивах кличек часто встречается содержание, построенное на древних верованиях, а в
легендарных рассказах прозвище героя происходит в результате героических поступков, совершенных
для страны. В казахском фольклоре встречается сцена, в которой будущий должник или герой в Юный
день ходит без имени или по прозвищу. Одними из неотъемлемыми частями сюжета произведения явля-
ются бесчестие героя казахской героической сказки до совершения героических поступков, ставшими ка-
захскими историческими легендами, как Абылай, Жалантос, Кабанбай и т.д., и прозвища от героических
поступков красноречивыми и остроумными людьми, такими как Едиге, Казыбек, Сабден. В заключение,
присвоение герою прозвища служит проявлению возвышения фольклорного образа, его идеализации в
соответствии с целями произведения, в зависимости от изменений в особенностях героической жизни.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Загрузки

Опубликован

2023-09-20

Как цитировать

Абсадык A., Испандиярова A., Матыжанов K., & Жолдыбаев, О. (2023). МОТИВ ПСЕВДОНИМА В КАЗАХСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ. Keruen, 80(3), 17–27. https://doi.org/10.53871/2078-8134.2023.3-01

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)