МОТИВ ПСЕВДОНИМА В КАЗАХСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ
DOI:
https://doi.org/10.53871/2078-8134.2023.3-01Ключевые слова:
мифология, казахский фольклор, турецкий фольклор, героический эпос, прозвищеАннотация
В статье говорится о значении термина «псевдоним». Мотив псевдонима-это художест-
венное украшение, прославляющее творчество фольклорного героя, обладающего особой силой и дос-тоинством, со специальной миссией. Он служит для описания «необычного детства» главного героя, как
небольшой детали сюжетной линии фольклорного произведения. Мотив развивался в тесной связи с
обычаем именования древних людей и стал украшением его отголосков в фольклоре. Псевдоним-одно из
проявлений обряда именования, образованного содержанием обряда инициации. Истоки этого ритуала
восходят к мифологическому периоду, когда древние люди признавали мир как единое целое, состоящее
из трех столпов (высоких, средних, низких). Согласно познанию модели трех древностей, изменения и
действия человеческого существа в этой жизни происходят при особой поддержке обладателей мистиче-
ских сил высшего мира (Тенгри) или загробного мира (низшие миры – призраки) – меди. – Я не знаю, что
это такое, - сказал он, - я не хочу, чтобы это было так. Целью статьи является изменение имени человека
в период древности и раннего средневековья человеческого общества, развивавшееся в тесной связи с
определенными верованиями, обычаями. В статье рассматривается псевдоним в фольклоре, как посто-
янный мотив, который сам по себе служит композиционной структуре и идейным особенностям произ-
ведения. Мотив псевдонима имеет разный характер в фольклорных произведениях. В сюжете эпических
произведений в мотивах кличек часто встречается содержание, построенное на древних верованиях, а в
легендарных рассказах прозвище героя происходит в результате героических поступков, совершенных
для страны. В казахском фольклоре встречается сцена, в которой будущий должник или герой в Юный
день ходит без имени или по прозвищу. Одними из неотъемлемыми частями сюжета произведения явля-
ются бесчестие героя казахской героической сказки до совершения героических поступков, ставшими ка-
захскими историческими легендами, как Абылай, Жалантос, Кабанбай и т.д., и прозвища от героических
поступков красноречивыми и остроумными людьми, такими как Едиге, Казыбек, Сабден. В заключение,
присвоение герою прозвища служит проявлению возвышения фольклорного образа, его идеализации в
соответствии с целями произведения, в зависимости от изменений в особенностях героической жизни.