ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРАВДА И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РЕШЕНИЕ: НА ОСНОВЕ ФИЛЬМОВ ДАРХАНА АБДИКА
DOI:
https://doi.org/10.53871/2078-8134.2025.2-21Ключевые слова:
документальный фильм, режиссер, историческая личность, Ыбырай Алтынсарин, Аль-ФарабиАннотация
В данной статье анализируется взаимосвязь исторической реальности и художественных решений в документальном жанре на основе исторических документальных фильмов «Устаз», «Ақкан жұлдыз», «Өркениет шыракшсы», снятых известным режиссером-журналистом Дарханом Абдыком. Фильмы автора направлены на возрождение исторической памяти и духовных ценностей казахского народа. В исследовании рассматриваются структурные особенности этих фильмов, повествовательная форма, драматургическая сеть, изобразительные средства, музыкальное сопровождение и роль повествовательных текстов. Кроме того, анализируются режиссерские методы научной сортировки архивных документов и реальных исторических данных и адаптации их к экранному языку. В статье рассматривается документальное кино как средство формирования национальной культуры и воздействия на сознание поколения. Методы повествования и монтажа, способ показа персонажа, художественная интерпретация исторических событий в фильмах Дархана Абдыка оцениваются с точки зрения их соответствия динамике развития и профессиональным стандартам современного казахстанского документального кино. Объектом исследования автора является демонстрация достижений портретного жанра в отечественном кинематографе через искусное переплетение искусства и реальности в документальном кино. При этом в статье всесторонне описываются механизмы воздействия на зрителя и индивидуальность режиссерского почерка. Анализируя творчество автора, оценивается направление развития отечественного документального кино сегодня.