Neomythology in works of art

Авторы

  • Matbek Nursulu Al-Farabi Kazakh National University
  • Almasbek Maulenov Al-Farabi Kazakh National University

DOI:

https://doi.org/10.53871/2078-8134.2022.1-12

Ключевые слова:

постмодернизм, мифологическая символика, духовный мир, культура, сюжет, миф, притча, легенда

Аннотация

Аннотация. В статье обращается внимание на роль мифологии в литературе ХХ в, в частности в постмодернизме. Утверждается, что использование мифе позволяет достичь различных художественных целей: создать образы, передать отношения. Отмечается, что мифологическая символика органично вписывается в процесс формирования интертекстуальности как главного свойства постмодернизма. Основные положения иллюстрируются через творчество Ч. Айтматова на примере романа «Когда падают горы» («Вечная невеста»). Писатель использует мифологические сюжета, которые трансформируются и приобретает новое звучание и смысл, соответствующие современной действительности.

В современном мире синтез мифологии и реализма стал неотъемлемой частью культуры. Эти изменения дали толчок к поиску новых знаков и символов в литературном процессе. Миф, притча, легенда оказывают активное формообразующее влияние на современному прозу, способствуют появлению образов-символов, образов-метафор, образов-аллегорий. Миф, выкристаллизованный столетиями и даже тысячелетиями своего существования в сознании разных народов, людей разных эпох, дает наиболее яркие образцы жизненных ситуаций, извечных эмоций – таких, как любовь, верность, ненависть, предательство, бескорыстие. Мастерство Ч. Айтматова в данном произведении заключено прежде всего в том, чтобы собственно библейские события отдвинуты здесь как бы на второй план, а основное внимание автора сосредоточено на исследовании психо-социального состояния планеты. Через мифы вводится зороастрийская тема: народ верит, что только так должен вернуть «Вечную невесту».

В изображении Ч. Айтматова мифы меняют свою структуру. Они становятся ближе к современной жизни, синтезируя образцы мифического творчества киргизского народа с актуальными проблемами нашего времени, писатель создает поистино философский и психологический роман, воплощающий священный завет предков о любви и защите природы. Так, представляется очевидная общность между символическим образом Жаабарса и Арсена, писатель обращается к истокам национальных культур, к мифопоэтическим моделям художественного мышления, глубоко раскрывает духовный мир своих героев. В своих произведениях Ч.Айтматов через народную мифологию смог раскрыть многогранную символику смысла человеческого существования, сохраняющуюся в мифологическом сознании народа. Неслучайно мифотворчество Ч. Айтматова стало не только школой для тюркских писателей, но и нравственным  ориентиром в развитии  мифологической традиции. В заключительной части статьи рассматривается особенности постмодернизма, его отличие от других направлений. Использование мифологем, их творческая переработка является свидетельством своеобразия мифологического мышления современных писателей.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Almasbek Maulenov, Al-Farabi Kazakh National University

И.о. профессора филологического факультета, кафедры казахской литературы и теории литературы, к.филол.н.,

Загрузки

Опубликован

2022-03-15

Как цитировать

Nursulu, M., & Maulenov, A. (2022). Neomythology in works of art. Keruen, 74(1), 160–169. https://doi.org/10.53871/2078-8134.2022.1-12

Выпуск

Раздел

Статьи