Neomythology in works of art
DOI:
https://doi.org/10.53871/2078-8134.2022.1-12Ключевые слова:
постмодернизм, мифологическая символика, духовный мир, культура, сюжет, миф, притча, легендаАннотация
Аннотация. В статье обращается внимание на роль мифологии в литературе ХХ в, в частности в постмодернизме. Утверждается, что использование мифе позволяет достичь различных художественных целей: создать образы, передать отношения. Отмечается, что мифологическая символика органично вписывается в процесс формирования интертекстуальности как главного свойства постмодернизма. Основные положения иллюстрируются через творчество Ч. Айтматова на примере романа «Когда падают горы» («Вечная невеста»). Писатель использует мифологические сюжета, которые трансформируются и приобретает новое звучание и смысл, соответствующие современной действительности.
В современном мире синтез мифологии и реализма стал неотъемлемой частью культуры. Эти изменения дали толчок к поиску новых знаков и символов в литературном процессе. Миф, притча, легенда оказывают активное формообразующее влияние на современному прозу, способствуют появлению образов-символов, образов-метафор, образов-аллегорий. Миф, выкристаллизованный столетиями и даже тысячелетиями своего существования в сознании разных народов, людей разных эпох, дает наиболее яркие образцы жизненных ситуаций, извечных эмоций – таких, как любовь, верность, ненависть, предательство, бескорыстие. Мастерство Ч. Айтматова в данном произведении заключено прежде всего в том, чтобы собственно библейские события отдвинуты здесь как бы на второй план, а основное внимание автора сосредоточено на исследовании психо-социального состояния планеты. Через мифы вводится зороастрийская тема: народ верит, что только так должен вернуть «Вечную невесту».
В изображении Ч. Айтматова мифы меняют свою структуру. Они становятся ближе к современной жизни, синтезируя образцы мифического творчества киргизского народа с актуальными проблемами нашего времени, писатель создает поистино философский и психологический роман, воплощающий священный завет предков о любви и защите природы. Так, представляется очевидная общность между символическим образом Жаабарса и Арсена, писатель обращается к истокам национальных культур, к мифопоэтическим моделям художественного мышления, глубоко раскрывает духовный мир своих героев. В своих произведениях Ч.Айтматов через народную мифологию смог раскрыть многогранную символику смысла человеческого существования, сохраняющуюся в мифологическом сознании народа. Неслучайно мифотворчество Ч. Айтматова стало не только школой для тюркских писателей, но и нравственным ориентиром в развитии мифологической традиции. В заключительной части статьи рассматривается особенности постмодернизма, его отличие от других направлений. Использование мифологем, их творческая переработка является свидетельством своеобразия мифологического мышления современных писателей.