ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО КАЗАХСКОГО ПОСТМОДЕРНИЗМА И НЕОМИФОЛОГИЗМА В АСПЕКТЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ЗНАНИЯ. (ПО РАССКАЗАМ А. КЕМЕЛЬБАЕВОЙ)
DOI:
https://doi.org/10.53871/2078-8134.2024.1-13Ключевые слова:
постмодернизм, интертекст, симулякр, художественное произведение, период независимости, неомифологизм, национальный кодАннотация
В статье рассмотрено развитие направления постмодернизма в казахской, русской и французской литературе. В основу исследовательской статьи легла теория М. Эпштейна о формировании направления постмодернизма после советской системы. Теоретическая основа исследования - Кучина Н., Шеянова С., Зинуров Е., Гонтар М., Мауленов А., Такиров С., Алтыбаева С., Сыздыкбаев Н., Калиакбар Д., Сыздыкова Б., Хайрбекова А., Б. Оразова, рассматривалась в рамках мнений критических исследователей. Практическая значимость статьи определяется в рамках изучения направления постмодернизма в современной казахской литературе. Инструменты направления постмодернизма, имеющие социальное и философское значение, были рассмотрены через феномен интертекстуальности. Основными инструментами феномена интертекстуальности являются симулякр, реминисценция и постмодернистские методы передачи через мифические сюжеты. Проанализированы рассказы «Конырказ», «Тырнак», «Есим», «Космос» А. Кемельбаевой, внесшей вклад в развитие постмодернизма в казахской литературе. Мастерство художника в передаче образа общества определяется комплексными методами постмодерна. В статье проблемы национального знания, народного понимания, мифических верований в рассказах А. Кемельбаевой рассматриваются с точки зрения интертекстуальности, определяется их функция как национального кода, этнографического характера. Мифологическое знание в рассказах писателя рассматривается в контексте современной постмодернистской литературы и изучается в рамках проблемы неомифологизма. Мифическое знание и понимание, считающееся основой постмодернизма, представлено в реминисцентном, ретроспективном аспекте и показывает своеобразие повествовательного жанра. Основная идея статьи заключается в том, что область неомифологизма является началом теории трансформации и гибридного жанра в современной повествовательной системе.