ПОСТМОДЕРНИЗМ В ПРОЗЕ В.СОРОКИНА
DOI:
https://doi.org/10.53871/2078-8134.2025.2-13Ключевые слова:
постмодернизм, интертекстуальность, дегуманизация, гносеологема, феноменАннотация
Несмотря на появление новых направлений в культуре (метамодернизм и альтер- модернизм), постмодернистская философия и эстетика продолжают устойчиво влиять на художественные дискурсы современности. Гуманизма как гносеологема получает свое развитие еще в эпоху Возрождения, на сегодняшний день концептуальное поле ее продолжает уточняться: философы, литературоведы и другие представители гуманитарного знания задаются вопросом, каковы границы гуманизма, квалифицировать ли его как провозглашение ценности жизни и достоинства отдельного субъекта – или это социальный феномен, который следует рассматривать диахронически? Постмодернизм – направление, казалось бы, отвергающее гуманизм как таковой. Его магистральным вектором, напротив, становится дегуманизация как отдельной личности, так и общества. Намеренно травестированная манера изложения, концентрированная интертекстуальность, модификация канонических текстов прошлого создают такой модус восприятия, при котором невозможно рассматривать гуманизм как целостную идею вне сатирического или иронического подтекста. Тем не менее, в казахстанской современной прозе мы находим образцы художественных произведений, преодолевающие эту тенденцию.