ВОПРОСЫ ФОЛЬКЛОРА И КУЛЬТУРНОЙ ПАМЯТИ В НАСЛЕДИИ К.И. САТПАЕВА: от эпоса «Ер Едыге» до сакральной географии Улытау

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.53871/2078-8134.2025.3-01

Ключевые слова:

Сатпаев, фольклор, историческая память, культурный код, культурное наследие.

Аннотация

В статье рассматривается вклад академика К.И. Сатпаева в сохранение культурного наследия Казахстана. Исследование направлено на анализ его фольклорно-этнографического наследия в контексте становления отечественной гуманитарной мысли XX века. Особое внимание уделено публикации эпоса «Ер Едыге», подготовленной К.И. Сатпаевым, где он выступает не только как редактор и комментатор текста, но и как исследователь, предложивший текстологическую модель восстановления фольклорного памятника. Эпос «Ер Едыге» рассматривается как своеобразная фольклорная летопись эпохи Улуса Джучи, отражающая историческую память и духовные идеалы казахского народа. В статье рассматривается многогранное наследие академика К.И. Сатпаева в контексте изучения и сохранения образцов народного творчества. На основе анализа его геологических, публицистических, фольклорно-этнографических и культурно-географических трудов показано, что К. Сатпаев рассматривал фольклор не как вспомогательный материал для историков и этнографов, а как самостоятельный источник познания духовной и культурной истории народа. Рассмотрено особое отношение ученого к сохранению уникальности и аутентичности фольклорного текста. В этом плане научный принцип ученого основывается на концепции, связанной с экологией языка. Эпос «Ер Едыге» трактуется К. Сатпаевым как фольклорный памятник, отражающий историю эпохи Улуса Джучи. В этой связи, определено, что в трансдисциплинарном научном понимании К. Сатпаева фольклорное наследие – это основа формирования национального самосознания и культурной преемственности. Особое внимание уделено анализу его очерков о сакральной географии Улытау – региона, который К. Сатпаев называл «сердцем Сарыарки». В этих текстах ученый связывает геологическое и культурное пространство, раскрывая Улытау как символ государственности, духовного единства и памяти. Народные предания, связанные с именами Жошы, Алаша, Едиге, Абылай и Кенесары, рассматриваются им как свидетельства глубокой исторической укорененности и преемственности казахской государственности. Деятельность К.И. Сатпаева в рамках гуманитарной науки выявила глубокие междисциплинарные параллели между семиотикой пространства и семиотикой фольклора.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Загрузки

Опубликован

2025-09-29

Как цитировать

Калиева, А., Матыжанов, К., & Нухулы, А. (2025). ВОПРОСЫ ФОЛЬКЛОРА И КУЛЬТУРНОЙ ПАМЯТИ В НАСЛЕДИИ К.И. САТПАЕВА: от эпоса «Ер Едыге» до сакральной географии Улытау. Keruen, 88(3), 17–34. https://doi.org/10.53871/2078-8134.2025.3-01

Выпуск

Раздел

Литературоведение

Похожие статьи

<< < 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 > >> 

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.