ПРОЭТНОПОЭТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ АРХАИЗМОВ В СКОРОГОВОРОК
DOI:
https://doi.org/10.53871/2078-8134.2024.1-01Ключевые слова:
заблуждение, фольклор, этнопоэтика, этнолингвистика, эсттетика, традиционное мировозрение, калаш, метель, бокжама, бакан, мосыАннотация
В статье рассматривается этнопоэтическое значение, отражающее национальные особенности текста древних слов (архизмов), часто встречающихся в природе скороговорок. Хотя на первый взгляд кажется, что слова, богатые таким этнолингвистическим содержанием в скороговорках, заимствованы для рифмы, на самом деле они служат своеобразной конкретизации этнопоэтической сущности текста. В скороговорках много слов, употребляемых в качестве культурно-социального, коммуникативного средства кочевой жизни, на сегодняшний стали выпадать из употребления и превращаться в слова архаизмы. В наше время, в эпоху глобализации в связи со смещением обычаев, традиций, вероисповеданий, ремесел населения от повседневного использования в быту, понятия, связанные с ними, также редко упоминаются в современной лексике. Именно такие слова, выражающие исторические особенности национального языка, часто встречаются в составе скороговорок. Такие слова служат для того, чтобы объяснить детям смысл языка и сформировать национальную ментальность. Следовательно, скороговорками как фольклорным жанром является, прежде всего, творчество, наполненное этнолингвистическим словарным запасом, укорененным в традиционном мировоззрении, исторических особенностях нации. После эпохи антропологической мифологии, в период полного овладения скотоводством и формирования реальных жизненных представлений, в фольклорных скороговорках, воплощенных в жизнь особенности, социальная значимость, соотношение между собой и содержание таких слов, как «қалаш, сыпыра, ұшқат, бақан, желмая, серке, торта, мосы, бурыл, қулық, торы, боқжама, құрық, баспақ» подкрепляется конкретными примерами. Также определяется историческое корнеобразование слов в содержании скороговорок, единство архетипического основания и корня.