Характеристика исторического развитя ритуальных игр
Ключевые слова:
Ключевые слова: игры баксы (шаманов), вызов духов, обряд, реконструкция, ритуальный смех, сезонные обряды, алтыбакан.Аннотация
В данной статье, впервые предметом специального изучения явились ритуальные игры игрового фольклора, проанализированы их отличительные черты от других видов игр. Опираясь на высказывания отечественных и зарубежных ученых в отношении игрового фольклора, были обобщены новые выводы по ритуальным играм.
Понятие «Игра», в ходе своего развития претерпело различные изменения в связи с древними ритуалами и религиозными обрядами, и в результате сформировалось как отдельное русло.
Ритуал представляет собой сложную структуру, сущность понятия которой, как научного термина, включает в себя историю и путь развития человеческого познания в целом. В игровом фольклоре, в частности в ритуальных играх, сосредоточен многовековой жизненный опыт и воспитание народа. В связи с этим, проявление древних ритуальных закономерностей в ритуальных играх многообразно.
Одной из особенностей ритуальных игр является выполнение обрядов на определенных этапах жизни человека, таких, как рождение ребенка, проводы невесты, свадьба, проводы умершего в мир иной и лечение больного.
Врачевательная игра шамана, анализируемая в статье, относится к группе ритуальных игр, но его жесты, слова и голос в ходе игры направлены на покорение таинственного мира, в основе которого лежит древнее познание духа-покровителя.
Ритуальные игры в обрядах кыз узату (проводы невесты) и свадебных действиях разыгрываются в рамках семейных обрядов, которые формировались веками и символизируют радостные моменты человеческой жизни. В связи с этим, определяется самобытность ритуальных игр, характерных для семейных обрядов и раскрывается смысл ритуального смеха в игре.
В статье подробно изложена суть ритуала и происхождение игр на примерах анализа: сущности ритуальных знаков («Сокыр теке»), роли мифологических образов (в современной детской игре «Шымбике»), коренных изменений древних познаний («Алтыбакан»), обучении детей распознавать обряды («Монданак»).
Кроме того, в статье было выявлено, что календарно-обрядовые ритуальные игры претерпели значительные изменения, на сегодняшний день не сохранились форма и сущность игр. Были сделаны выводы о специфике типов участников и принадлежности ритуала и игр ко времени и пространству.
Статья подготовлена в рамках грантового проекта Комитета науки МОН РК АР8856460 «Игры Великой степи (игровой фольклор): функция национальных игр как уникального культурного явления в возрождении общественного сознания».