ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ М.О. АУЭЗОВА И ПРОБЛЕМЫ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ

Авторы

  • A.К. Omarova Институт литературы и искусства имени М.О. Ауэзова, Алматы, Казахстан https://orcid.org/0000-0002-8681-2207

DOI:

https://doi.org/10.53871/2078-8134.2023.1-16

Ключевые слова:

наследие М.О. Ауэзова, культура и искусство, междисциплинарность, «посвящения», национальная идентичность.

Аннотация

В статье представлены ключевые положения нового по своим изначальным установкам исследования творческого и научного наследия М.О. Ауэзова. Цели, основные направления и идея в нем сфокусированы на тех аспектах его жизнедеятельности, что прямо или косвенно связаны со сферой искусства во всем его видовом разнообразии. Научная и практическая значимость данной работы предопределена актуализацией исследовательских принципов, сохранивших свою значимость во времени и/или востребованных «вызовами» сегодняшнего дня. В методологическом плане показательно апеллирование к достижению синергетического эффекта через интеграцию разрозненных усилий действующих специалистов и сложившихся в отечественном искусствоведении практик в общем контексте гуманитарной науки (общественного сознания) вне границ. При этом проблематика национальной и личностной идентификации в содержании статьи оказывается в значении «красной нити», главного «лейтмотива». В качестве действенной иллюстрации на примере вокальных произведений композиторов Казахстана (в том числе впервые вводимых в научный обиход) показаны «выходы» в социально-политический контекст: они осуществлены через соотношение «преподносимого»  и «реального», «мимолетного» и значимого во Времени и др., восходящих к таким дифференцированным понятиям, как «текст» и «подтекст», «внешняя» и «внутренняя» структура (К. Станиславский), «видимость» и «значимость» (Ю. Лотман), «глубинная структура текста» и «иерархия смысловых пластов» (Л. Акопян и др.), «нотный текст» и «художественный текст» (В. Холопова), «текст» и «произведение» (Е. Назайкинский), «нотный текст» и «музыкальный текст» (М. Арановский) и т.д. Выявленные  в смысловом содержании музыкально-поэтических посвящений М.О. Ауэзову «точки пересечения» позволяют акцентировать внимание на общезначимом и универсальном. Представленная траектория будущих изысканий применима в качестве модели, реализуемой на разном материале в достижении общей цели.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Загрузки

Опубликован

2023-03-20

Как цитировать

Omarova, A. (2023). ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ М.О. АУЭЗОВА И ПРОБЛЕМЫ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ. Keruen, 78(1). https://doi.org/10.53871/2078-8134.2023.1-16

Выпуск

Раздел

Статьи