ЗВУКОВАЯ ИЛИ ТОЧНАЯ ПОЭЗИЯ: НА ОСНОВЕ НАСЛЕДИЯ КАЗАХСКОЙ ПОЭЗИИ

Авторы

  • С.Б. Ержанова Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Алматы, Казахстан
  • Е.Ж. Арын Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Алматы, Казахстан
  • В. Пирет Университет Таллинн, Таллинн, Эстония

DOI:

https://doi.org/10.53871/2078-8134.2023.3-08

Ключевые слова:

эпос, песня, звуковая организация, звуковая поэзия, повторение, традиции казахской литературы.

Аннотация

В статье исследуется уникальная природа звукотехники казахской устной поэзии. Особо
отмечается, что в практике истории казахской литературы таких примеров немало. Звуковая техника не
"Керуен" ғылыми журналы №3, 80-том, 2023 ISSN: 2078-8134 | elSSN: 2790-7066
96 М.О. Әуезов атындағы Әдебиет және өнер институты "Керуен" | №3, 80-том, 2023
просто украшают стихотворение. Это мощный технический инструмент поэзии. В нашем исследовании
звукотехника рассматривается в двух аспектах, как результат подражания античной природе и как
традиционный поэтический подход. Авторы статьи исследуют генезис, особенности, формы и функции
поэтической техники поэта устной литературы. Цель исследования – описать особенности техники
звуковой поэзии, ее структурных форм на материалах истории казахской литературы, выявить ее роль в
тематической и идейно-смысловой организации текста. Поэтому авторы статьи проводили исследования
с использованием разных: сравнительно-сопоставительного, историко-генетического и семиотического
методов. Новизна исследования заключается в том, что техника звуков (анафора, аллитерация, ассонанс
и др.) впервые рассматриваются на материалах истории культуры казахской литературы. Его генезис
(историческая связь с древними формами – верования и заклинания) описывается в исследовании впервые.
Также обсуждались его функции и структурные типы. Поэтико-звуковая основа материалов истории
казахской литературы анализируется в соответствии с выводами современной теории устной поэзии
(Герман Рапапорт). Практическая ценность исследования заключается в восприятии и интерпретации
звукотехники как явления, как основного «двигателя» темы и идеи поэзии, как структурно-смысловой
организации эпического сказания, в принципе его исполнения и объяснения. Согласно теоретическим
выводам исследователей М. Перри и А.Б. Лорда об устной поэзии, весь народный эпос, фольклор,
народная песня, отдельная авторская лирика – все это производно от поэтической техники устной
литературы. Точнее, все это результат сотен лет звуковой техники и шаблонных традиций.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Загрузки

Опубликован

2023-09-20

Как цитировать

Ержанова , С., Арын, Е., & Пирет, В. (2023). ЗВУКОВАЯ ИЛИ ТОЧНАЯ ПОЭЗИЯ: НА ОСНОВЕ НАСЛЕДИЯ КАЗАХСКОЙ ПОЭЗИИ. Keruen, 80(3), 95–105. https://doi.org/10.53871/2078-8134.2023.3-08

Выпуск

Раздел

Статьи