ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПОИСКИ В СОВРЕМЕННЫХ КАЗАХСКИХ РАССКАЗАХ
DOI:
https://doi.org/10.53871/2078-8134.2025.3-13Ключевые слова:
Ключевые слова: проза, рассказ, традиция, новаторство, художественные поиски, национальные ценности\Аннотация
В статье рассматриваются художественные поиски в современных казахских рассказах. Сравнивая фундаментальные исследования в литературе периода независимости, была показана значимость исследовании отдельных ученных и коллективных трудов. При анализе художественных поисков в современных казахских рассказах объектом исследования выбраны рассказы У. Далейулы («Зимовка в который не достовляют письма»), А. Рахыш («Тюльпан на льду»), К. Мубарак («Огненная красавица») и Б. Сармек («Героиня»). Одним из аспектов художественных поисков в жанре рассказа является тематическое новаторство, а другим – формальное (структурное) новаторство. В исследовании отобраны произведения молодых писателей, демонстрирующие художественные поиски в современной прозе. В современной прозе прослеживается влияние легенд и мифов. В частности, в современных рассказах художественные поиски выражаются через введение в произведения новых событий и исторических личностей. Например, у У. Дәуейулы встречаются новые сюжеты, связанные с казахской историей. Формальные поиски К. Мубарака проявляются в мистических рассказах, А. Рахыш – в национальных ценностях, а Б. Сармек – о общечеловеческих ценностях. В настоящее время писатели внедряют в национальную литературу микрожанры, сложившиеся в мировой литературе, с помощью микро-рассказов. В информационную эпоху установлено, что краткий стиль письма, сформировавшийся в соответствии с требованиями читателя, нашел свое выражение в микрорассказах объемом от половины до полутора страниц, написанных К. Мубараком и Б. Сармековой. В современных рассказах художественное выражение находят будничные жизненные события, не имеющие особого значения, но наполненные глубоким смыслом – это истории про «простых людей», которых мы часто встречаем в жизни. Эти идеи подтверждаются конкретными примерами.