ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА И МИРА В ТВОРЧЕСТВЕ АЛИХАНА ЖАКСЫЛЫКА
DOI:
https://doi.org/10.53871/2078-8134.2022.2-10Ключевые слова:
казахская литература, Алихан Жаксылык, мистикаАннотация
В статье представлен обзор основных тем и литературных процессов, происходящих в современной казахской литературе, впервые в литературоведческом аспекте рассмотрены произведения одного из казахских авторов Алихана Жаксылыка. Проанализирована поэтическая специфика рассказов писателя «Одиночество в аду», «Душевная боль», «Бескрылая мечта» и «Шесть континентов». На основе различных методов выявлена проблема идейной преемственности в названных рассказах и произведениях других авторов, процесс возрождения культурных, литературно-художественных процессов и специфика восприятия, видения, ощущения мира писателем. Влияние романов и повестей Данте Алигьери, Иоганна Вольфганга фон Гете, Юкио Мисимы, Франца Кафки, Кодзуо Исигуро и Толена Абдикулы в мировой литературе на композиционные части рассказов автора, создание системы персонажей, некоторые художественные, философские размышления отражено в сравнительно-сопоставительном аспекте. Были проанализированы известные мотивы, персонажи и сюжетные линии, оставленные представителями данной литературы в истории художественной литературы в произведениях автора.
Определены основные темы в произведениях А. Жаксылыка, волнующих его как автора, и влияние науки и технологий на укрепление поэтики его произведений. Феномен науки и техники, стремительно развивающийся в настоящее время, авторские суждения и предположения, касающиеся его деятельности в обществе, обсуждались на основе полученных в исследовании рассказов. Кроме того, анализировалась деятельность мистических и научно-фантастических элементов в рассказах писателя «Душевная боль» и «Одиночество в аду». На протяжении всего произведения разъясняется эксплуатационная деятельность литературных приемов, отраженных в таком слиянии. Рассмотрены уровни исходного текста, на которые ссылается автор, на систему персонажей и категорию местоимений, что послужило основой для организации композиционных единиц произведений. Очень похожие главные герои и действия героев в рассказах писателей Т. Абдикулы «Правая рука» и А. Жаксылыка «Душевная боль», а также другие композиционные части были сопоставлены в виде таблиц. Были отмечены характерные для индивидуального творчества автора художественные приемы и недостатки, связанные с организацией произведения.
Были раскрыты главные источники – образцы мировой литературы и произведения писателя, изученные писателем в процессе развития его личного творчества. На основе такой дифференциации были сделаны прогнозы основных тем и литературных процессов, происходящих в современной казахской литературе, поэтических поисков, направлений развития литературы в целом, ее связей с мировой литературой и явлений, вызывающих интерес у авторов. В статье сделан акцент на творческую связь между А. Жаксылыком и представителями вышеназванной мировой литературы.