К ПРОБЛЕМЕ СТАНОВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ОРГАННОГО ИСКУССТВА КАЗАХСТАНА (1967-1974 гг.)

Авторы

  • И.А. Гавриленко Казахская национальная консерватория имени Курмангазы, Алматы, Казахстан
  • А.С. Нусупова Казахская национальная консерватория имени Курмангазы, Алматы, Казахстан

DOI:

https://doi.org/10.53871/2078-8134.2022.4-24

Ключевые слова:

Орган, становление органного искусства, органная школа Казахстана, Е. Рахмадиев, К. Кужамьяров, В. Тебенихин

Аннотация

Органное искусство Казахстана – молодое, но достаточно яркое явление в музыкальной культуре. Феномен его изучения включает в себя несколько векторов развития – установка первых инструментов в республике, развитие исполнительского мастерства и появление сочинений для органа. Их тесная взаимосвязь дает возможность изучить избранную проблему комплексно, выявив общие закономерности в развитии национального органного искусства. Особый интерес представляет период зарождения органной школы республики, начавшийся в 60-х годах XX века.

Имея собственные отличительные черты относительно ведущих школ европейских стран, органное искусство Казахстана как целостное явление в отечественном музыкознании не становилось предметом отдельного исследования. В работе подчеркивается важная роль выдающихся музыкальных деятелей, приложивших немало усилий для установки первого органа в Алма-Ате – К. Кужамьярова и Е. Рахмадиева. Наряду с этим, изучается влияние инструмента на развитие органного исполнительства и композиторского творчества, исследована исполнительская ветвь, показаны первые органисты в республике. В статье даны сведения о жанровой специфике произведений для органа отечественных авторов, которая на первом этапе формирования представлена обработками, миниатюрами и крупной формой с участием органа в составе симфонического оркестра.

Для изучения поставленных задач привлечен системный подход, заключающийся в применении различных методов исследования: исторического, аналитического, жанрово-стилевого, а также систематизации и анализа архивных материалов, относящихся к истории органного искусства указанного периода.

Настоящее исследование направлено на решение проблем развития отечественного органного искусства, исполнительской практики и её взаимодействия с другими видами музыкального творчества. В практическом плане оно необходимо для пропаганды национального репертуара и органной школы республики. Материал статьи может найти применение в научных исследованиях по истории органного исполнительства, инструментоведения, истории казахской музыки, в учебной практике высших и средних учебных музыкальных заведений, в творческой деятельности исполнителей и композиторов Казахстана.

Поиски отечественных композиторов характеризуются направленностью к образам и жанрам традиционного творчества, которые позволяют постичь национальный тип содержательности. Минуя религиозную составляющую, орган в Казахстане воспринимается инструментом с особым эмоциональным наполнением. Таким образом, осмысление значения этапа формирования органного искусства в казахстанской музыкальной культуре демонстрирует ее историческую перспективность.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

А.С. Нусупова, Казахская национальная консерватория имени Курмангазы, Алматы, Казахстан

кандидат искусствоведения, «Отличник культуры РК», ассоциированный профессор (КОКСОН МОН РК) кафедры «Музыковедения и композиции», декан факультета «Вокала, дирижирования и музыкального образования» Казахской национальной консерватории им. Курмангазы

Загрузки

Опубликован

2022-12-20

Как цитировать

Гавриленко, И., & Нусупова, А. (2022). К ПРОБЛЕМЕ СТАНОВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ОРГАННОГО ИСКУССТВА КАЗАХСТАНА (1967-1974 гг.). Keruen, 77(4), 293–308. https://doi.org/10.53871/2078-8134.2022.4-24

Выпуск

Раздел

Статьи