К ПРОБЛЕМЕ СТАНОВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ОРГАННОГО ИСКУССТВА КАЗАХСТАНА (1967-1974 гг.)
DOI:
https://doi.org/10.53871/2078-8134.2022.4-24Ключевые слова:
Орган, становление органного искусства, органная школа Казахстана, Е. Рахмадиев, К. Кужамьяров, В. ТебенихинАннотация
Органное искусство Казахстана – молодое, но достаточно яркое явление в музыкальной культуре. Феномен его изучения включает в себя несколько векторов развития – установка первых инструментов в республике, развитие исполнительского мастерства и появление сочинений для органа. Их тесная взаимосвязь дает возможность изучить избранную проблему комплексно, выявив общие закономерности в развитии национального органного искусства. Особый интерес представляет период зарождения органной школы республики, начавшийся в 60-х годах XX века.
Имея собственные отличительные черты относительно ведущих школ европейских стран, органное искусство Казахстана как целостное явление в отечественном музыкознании не становилось предметом отдельного исследования. В работе подчеркивается важная роль выдающихся музыкальных деятелей, приложивших немало усилий для установки первого органа в Алма-Ате – К. Кужамьярова и Е. Рахмадиева. Наряду с этим, изучается влияние инструмента на развитие органного исполнительства и композиторского творчества, исследована исполнительская ветвь, показаны первые органисты в республике. В статье даны сведения о жанровой специфике произведений для органа отечественных авторов, которая на первом этапе формирования представлена обработками, миниатюрами и крупной формой с участием органа в составе симфонического оркестра.
Для изучения поставленных задач привлечен системный подход, заключающийся в применении различных методов исследования: исторического, аналитического, жанрово-стилевого, а также систематизации и анализа архивных материалов, относящихся к истории органного искусства указанного периода.
Настоящее исследование направлено на решение проблем развития отечественного органного искусства, исполнительской практики и её взаимодействия с другими видами музыкального творчества. В практическом плане оно необходимо для пропаганды национального репертуара и органной школы республики. Материал статьи может найти применение в научных исследованиях по истории органного исполнительства, инструментоведения, истории казахской музыки, в учебной практике высших и средних учебных музыкальных заведений, в творческой деятельности исполнителей и композиторов Казахстана.
Поиски отечественных композиторов характеризуются направленностью к образам и жанрам традиционного творчества, которые позволяют постичь национальный тип содержательности. Минуя религиозную составляющую, орган в Казахстане воспринимается инструментом с особым эмоциональным наполнением. Таким образом, осмысление значения этапа формирования органного искусства в казахстанской музыкальной культуре демонстрирует ее историческую перспективность.