КОНЦЕПЦИЯ АБАЯ: «ПОЛНОЦЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК»

Авторы

  • А. Картаева Восточно-Казахстанский университет имени С. Аманжолова, Усть-Каменогорск, Казахстан
  • Д. Искакулы Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Алматы, Казахстан

DOI:

https://doi.org/10.53871/2078-8134.2023.3-05

Ключевые слова:

Поэт, мыслитель, гуманист, человек, «полноценный человек», поэма, поэма, философия, этика, мораль.

Аннотация

В статье ставится цель распространить учение о «полноценном человеке», имевшее
место в произведениях Абая. Мыслители мира ставили на первый план необходимость воспитания
нравственных качеств человека. С точки зрения гуманистического познания Абай также придавал
особое значение мысли о том, какими будут нравственные принципы и качества молодежи казахского
общества ХІХ века, в котором он жил. Хаким Абай много размышлял над этим вопросом. В статье
специально исследуется тот факт, что Абай предложил общественному сознанию казахского народа
концепцию «полноценный человек». Определено, что М. Ауэзов рассматривал линию размышлений
"Керуен" ғылыми журналы №3, 80-том, 2023 ISSN: 2078-8134 | elSSN: 2790-7066
64 М.О. Әуезов атындағы Әдебиет және өнер институты "Керуен" | №3, 80-том, 2023
о нравственной философии в произведениях Абая в непосредственном единстве и связи с проблемой
нравственной личности. М. Мырзахметов был тем ученым, который первым изложил читателю
научным языком знания Абая о полноценном человеке Доказывается, что М. Мырзахметов развил
тезисную мысль М. Ауэзова, продолжив труд ученого и направив его в научное русло. Всесторонне
рассмотрены основы становления и каналы развития учения о «полноценном человеке», основанного
на нравственной философии, вытекающей из просвещенно-гуманистического мировоззрения Абая. В
статье доказывается, что главной основой творчества поэта является человек, полноценная личность.
Называются и анализируются «три любви» в поэзии поэта, как три драгоценных сокровища: «любовь
к Богу», «любовь к человечеству», «любовь к справедливости». Сделан полный анализ стихотворения
«Не гордись, не обретя науки», которое призывает человечество быть добрым человеком и идти по
доброму нравственному пути. Абай упоминает нормы этического поведения. В статье поясняется, что
программное стихотворение, показывающее, как стать сознательной личностью, имеет глубокий смысл
для тех, кто «хочет стать личностью». Поэт-гуманист упоминает условия «держаться в стороне от пяти
вещей» и «спешить за пятью вещами» и говорит, что молодежь должна стремиться к науке.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Загрузки

Опубликован

2023-09-20

Как цитировать

Картаева, А., & Искакулы, Д. (2023). КОНЦЕПЦИЯ АБАЯ: «ПОЛНОЦЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК». Keruen, 80(3), 63–72. https://doi.org/10.53871/2078-8134.2023.3-05

Выпуск

Раздел

Статьи